Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Ацтеки
Страны проживания: Мексика
Регион проживания: Северная Америка
АЦТЕКИ, самоназвание — астеки, науа, масеуалли (древнейшее самоназвание — «охотники на оленей»), теночки, мехика,
индейский народ в Мексике. Численность 1070 тыс. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы.
Говорят на ацтекском, или науатль, языке ацтекской группы ацтеко-таноанской семьи. Диалекты: науа, акасакастлан,
кульуа, науатль, науат, нигира. Около 2/3 ацтеков говорят также по-испански. Письменность на основе латинского
алфавита. По религии — католики.
Своей мифической прародиной считали Астлан («место цапель» — отсюда самоназвание). Появились в долине Мехико
(Анауак — «водная страна») в 12 в. в числе других кочевых племён науа (кулуа, аколхуа, тепанеки, чалки, шочимилки,
теочичимеки, тласкалтеки), названных оседлыми народами долины Анауак чичимеками («варварами»). Эти племена
несколькими волнами завоевали долину и ассимилировали её население (наследники культуры Теотиуакана —
государства науа 1-го тыс. н. э.), восприняв его культуру. Завоеватели стали возводить свою генеалогию
к подчиненным им тольтекам — науаязычным создателям государства со столицей в Толлане (оснанной в 9 в.)
и народам Чикомостока — потомкам ольмеков. Восприняли также культуру миштека-пуэбла, созданную в 12 в.
науа-язычными оседлыми народами и миштеками на территории современного штатов Пуэбла и Оахака. Около 1325
ацтеки основали Теночтитлан (современный Мехико) на острове озера Тескоко. В 1427 ацтеки подчинили долину
Анауак, затем всю центральную и часть западной и южной Мексики. К середине 15 в. у ацтеков сложилось государство.
Были развиты ирригационное и чинамповое земледелие на искусственных островках и осушенных участках болот (маис,
бобовые, тыква, хлопок, агава, табак, огородные и садовые культуры), торговля (в том числе рабами), ремёсла
(в том числе изготовление узорных хлопчатобумажных тканей, полихромной и резной керамики, плащей и головных
уборов знати из птичьих перьев, ковка меди и золота, ювелирное дело) и искусства (архитектура, монументальная
живопись, скульптура, мозаика и др.). Теночтитлан был соединён с берегом дамбами, имел укрепления, акведуки,
регулярную планировку: делился на 4 квартала, символически связанных со сторонами света, и 20 малых кварталов
(кальпулли), соответственно делению племени на фратрии и роды. Из глав кварталов — военачальников выбирался
верховный правитель, с 15 в. — наследственный. Существовали военные ритуальные общества Орла, Оцелота и Стрелы,
восходящие к мужским союзам. Были развиты мифология, сложный культ богов войны и плодородия с человеческими
жертвоприношениями, самоистязаниями, танцами, ритуальная игра в мяч и др., многочисленное иерархически
организованное жречество, пиктографическая письменность. В 1519—1521 государство ацтеков было завоевано
испанцами. Ацтеки подверглись значительной аккультурации под воздействием мексиканцев, в основном утратили древнюю культуру.
Традиционная культура типична для индейцев Центральной Америки, наиболее сохранилась у субэтнической группы тлауика в
штате Морелос. Земледелие ручное и пашенное, подсечно-огневое, чинамповое (на озёрах в долине Мехико), ирригационное
(на мильпах — расчищенных от леса горных участках и в долинах рек). Выращивают кукурузу, агаву, фасоль, тыкву, перец-чиле,
картофель, ячмень, пшеницу, табак, хлопок, люцерну, маниок, садовые и огородные культуры, на плантациях — кофе, сахарный
тростник, рис, какао. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, ослов, мулов, свиней, птицу. Среди женщин развито домашнее
узорное ткачество на вертикальных ручных станках (особенно в Пуэбле), среди мужчин в посёлках — на станках европейского
типа, керамическое производство (полихромная керамика, мелкая пластика — штаты Пуэбла, Мехико, Идальго), плетение
(корзины, циновки, шляпы, сумки из разноцветной соломы, волокон агавы, пальмовых листьев). Распространена работа по найму.
Жилище однокамерное, прямоугольное, со стенами из адобов, тростника или камней, плоской крышей из адобов или двускатной
из соломы, листьев агавы или пальмы. Характерна паровая баня — темаскаль, прямоугольная с плоской крышей или круглая с
полусферической, высокие решётчатые амбары, высокие круглые в плане зернохранилища из адобов с конической крышей.
Основная пища — тортильи, варёная фасоль с перцем-чиле, жидкая каша из маисовой муки. Зёрна растирают на каменной
тёрке-метатле. Из сока агавы изготовляют слабоалкогольный напиток пульке, из сахарного тростника — водку. Мужская
одежда в основном общемексиканского типа, сохраняются плащи-серапе, тканые пояса. Женщины носят белые и узорные
уипили, шали-кечкемитли, прямоугольные накидки (ребосо) (в которых также носят за спиной детей), узорные пояса
(фаха), длинные запашные юбки (чинкуете). Система родства гавайского типа. Традиционная семья малая или расширенная
(до 4 поколений), патри- или неолокальная. Счёт родства патрилинейный. Развита система компадрасго. Сохраняется
деление поселений на 4 квартала (иногда экзогамных). Община возглавляется выборным советом, в городах — во главе
с представителем муниципальных властей.
Развита система ритуальных обществ-кофрадий, отправляющих культы святых патронов с театрализованными представлениями
в масках, танцами, боями быков. Сохраняются древняя календарная обрядность (танец орлов-Воладор, танец Кецаля),
доиспанские музыкальные инструменты (флейты, барабаны, трещотки и др.), фольклор (песни, сказки). Существует
вера в духов, нагуализм (вера в зооморфного двойника человека), культ предков, богов дождя, гор, пещер и
колодцев, колдовство, знахарство и гадания с применением грибов-галлюциногенов.
|