Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Афганцы
Страны проживания: Афганистан, Пакистан
Регион проживания: Азия
АФГАНЦЫ, пуштуны (самоназвание на западе расселения — паштаны, единственное число пуштун, на востоке — пахтаны, единственное
число пухтун), народ в Афганистане (9,5 млн. чел.) и на северо-западе Пакистана (15 млн. чел.). Сохраняются многочисленные
субэтнические группы (племенные объединения), крупнейшие из которых — дуррани и гильзаи, а также вазиры, хоттаки, афридии,
шинвари, моманды, юсуфзаи, оракзаи, хугиани, сафи, какары и многие др. Относятся к индо-средиземноморской расе большой
европеоидной расы. Говорят на афганском языке (пушту, или пашто) восточной подгруппы иранской группы индоевропейской
семьи. Распадается на несколько диалектов, объединяющихся в две группы: северо-восточную и юго-западную. Большинство
крупных афганских групп — гильзаи, моманды, юсуфзаи и др. — говорит на диалектах северо-восточной группы. Распространён
также дари (фарси-кабули). Письменность на основе арабского алфавита. По религии афганцы — мусульмане-сунниты (кроме
группы дзадзи — шиитов).
Упоминания об афганцах — «авганских племенах», обитающих в горах на западной границе Индии, появляются в средневековых
источниках (11 в.). В соответствии с генеалогическими преданиями афганские племена делятся на четыре основные группы,
по именам родоначальников: сар(а)бани, батани (или битани), гаргушти и карларни (кррани). Общее число племён, по разным
источникам, достигает 400.
Территорией первоначального расселения афганских племён был район Сулеймановых гор (афганцы называли их «Пуштунхва»).
Постепенно горцы-афганцы занимали долины и равнины, подчиняя или ассимилируя живущие там народы, либо занимая свободные
территории. В 14—15 вв. афганцы расселились до Пешаварской долины, затем до областей Дир, Сват и Баджаур. Афганская
народность сформировалась в основном со сложением первых государственных образований 16—18 вв. (княжество Акора,
Гильзаиское княжество, княжество племени абдали в Герате; в 1747 образовалась Дурранийская держава). Афганцы отстояли
свою независимость в англо-афганских войнах 1838—1842, 1878—1880, 1919, что способствовало упрочению этнической
общности афганцев.
У афганцев сохранились пережитки традиционной родоплеменной структуры: большая семья управляется старейшиной (спинжирай,
«белобородый»), несколько больших семей составляют род, которым управляет малик, несколько родов составляют клан (хель),
несколько кланов — ветвь племени или племя (каум, кабиле). Управление племенем осуществляется вождём (ханом) племени и
главами последующих подразделений, образующих джиргу (совет ханов и маликов или других влиятельных и авторитетных лиц).
Основные занятия афганцев — пашенное земледелие и скотоводство. Земледелие преимущественно поливное, при помощи арыков
и подземных кяризов. Традиционные орудия — мотыга, кетмень. Культуры — пшеница, ячмень, просо, кукуруза, бобовые (вика,
горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста,
дыни, арбузы, из технических — хлопок, из кормовых культур — клевер, люцерна, из масличных — кунжут, сафлор и др.
Скотоводством занимаются главным образом кочевые и полукочевые племена, которые составляют около пятой части афганцев;
радиус кочевания достигает 500—1500 км. Разводят коз и курдючных овец, а также зебу, буйволов, верблюдов и ослов, в
небольшом числе — лошадей. Кочевники весной отправляются со стадами на С. в горы и возвращаются осенью на зимние стоянки.
Особые кочевые племена — повинда — осуществляют торговлю на пути своих перекочевок. Продукция скотоводства — шерсть и кожа
- является важной статьёй экономики страны. Проводятся мероприятия по переводу кочевников на оседлый образ жизни и созданию
условий для улучшения их быта.
Большое распространение имеют лесной промысел, охота, различные ремёсла — кузнечное, медное, плотничье, столярное, ювелирное,
выделка кож и войлоков, шерстяное и шёлковое ткачество и многое др.
Основным типом жилища у оседлых афганцев является глинобитный или сложенный из сырцового или обожжённого кирпича дом прямоугольной
формы, с плоской или куполообразной крышей, окружённый высоким забором из сырцового кирпича или пахсы, у кочевых — четырёхугольной
формы шатёр из шерстяной ткани. Кочевники на стоянках ставят шатры в один-два ряда, в центре — шатёр малика. Обычно селение
афганцев совпадает с родовым подразделением хель и носит его название. Небольшие селения, состоящие из домов близких
родственников, называются кири.
Традиционная одежда различается в зависимости от племени, района обитания, социального положения. Обычно одежда мужчин
включает длинную (до колен и ниже) белую или цветную рубаху, широкие штаны, безрукавку из чёрного, красного или зелёного
сукна с четырьмя карманами на полах с застёжкой впереди. Непременной принадлежностью является также халат из хлопчатобумажной
или шёлковой ткани без застёжек и шоли — длинное, продолговатое хлопчатобумажное покрывало, заменяющее верхнюю одежду.
Головной убор — тюбетейка или войлочный колпак и люнги — чалма из 5—7 метров ткани обычно белого цвета. Одежда женщин
состоит из длинной, свободного покроя, вышитой по вороту рубахи из цветной хлопчатобумажной ткани и доходящих до щиколотки
штанов. У кочевников женщины носят поверх рубахи несколько широких юбок. В городах у женщин различаются уличный и домашний
костюм. При выходе на улицу женщина накидывает тёмную чадру. Женщины носят различные серебряные украшения с сердоликом и
лазуритом: серьги, кольца, носовые украшения, бусы, ожерелья из монет; характерно для афганцев употребление сурьмы (считается,
что насурьмлённые веки предохраняют от глазных заболеваний).
Основная пища афганцев — хлеб (додай) и чай, употребляют также кислое молоко, овечий сыр, летом фрукты и овощи. Из мяса
готовят суп — чарва, чарба, шорва, различные кебабы, которые употребляют с разнообразными овощными соусами, маринадами
(ачар); излюбленная пища — различные виды плова.
Развит фольклор, особенно героические песни, в которых воспевается борьба афганцев за независимость, а также народные
песни-двустишия (ландый) любовного, военного, сатирического и др. содержания. Один из самых популярных фольклорных
сюжетов- сказание о любви Адам-хана и Дурханый.
|