|
|
Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Афро-американцы
Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка
АФРО-АМЕРИКАНЦЫ США, негры США, переходная этнорасовая общность, часть американской нации. Численность 29 млн.
человек. Говорят на американском варианте английского языка и на так называемом блэк инглиш. Подавляющее большинство
верующих — протестанты (в том числе более 60% — баптисты, 20% — методисты). Имеются также католики, «чёрные мусульмане»,
«чёрные иудеи» и др.
Афро-американцы — потомки африканских рабов, ввезённых в Северную Америку в 17—19 вв. Начавшийся ещё в колониальный
период процесс культурной, а затем и социальной ассимиляции и происходившее вопреки запретам физического смешение
африканцев с белыми американцами и индейцами привели к тому, что уже к середине 19 в. треть свободных негров и 10%
рабов были мулатами, в 30-е гг. 20 в. мулаты составляли 75% всех афро-американцев. Отмена рабства в США в результате
Гражданской войны 1861—1865, покончив с изоляцией бывших рабов, резко ускорила процессы их социальной дифференциации
и культурной ассимиляции. Однако принятые в южных штатах конституции 1890—1910 лишили афро-американцев гражданских
прав, узаконили расовую дискриминацию и сегрегацию их в расселении и получении образования, на транспорте и в местах
общественного пользования.
Начавшееся в годы 1-й мировой войны и принявшее особенно широкие масштабы в 40—70-е гг. 20 в. массовое переселение
афро-американцев в города и с юга (где в 1910 проживало 90% всех афро-американцев) на север и запад превратило
афро-американцев в самую урбанизированную из этнорасовых групп, входящих в американскую нацию. По переписи 1980,
в городах проживало 85,3% афро-американцев. На южные штаты приходилось 53% афро-американцев, на северные — 38,5%,
на западные — 8,5%.
Понятие «негр» в США условно и в разных штатах определялось различно. Концепция превосходства белых длительное время
лежала в основе официальной (позже — неофициальной) политики властей, и определение расовой принадлежности имеет
классово-политические основания. Ранее официальная статистика включала категорию «мулаты»; с 1950 она исчезает,
и к «неграм» относят многих людей, принадлежащих скорее к мулатам. В борьбе за гражданские права афро-американцы
в 60-х гг. 20 в. добились принятия законов, запретивших расовую дискриминацию и сегрегацию. Однако они все ещё
подвергаются фактической сегрегации (около 1/2 их живёт в «чёрных гетто») и дискриминации при найме на работу,
в условиях и оплате труда, в медицинском обслуживании и т. д. Ответная реакция афро-американцев проявлялась в
разных формах, в частности в развитии их этнорасового самосознания. Оно отличается двойственностью: стремление
к полной ассимиляции сочетается с тенденцией к выделению в особую этнорасовую общность, выражающейся в различных
формах негритянского национализма и сепаратизма.
В фольклоре и музыкальной культуре сохраняется влияние африканских традиций.
|
|
|
|
|