Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Албанцы
Страны проживания: Албания
Регион проживания: Европа
АЛБАНЦЫ, шкиптар (самоназв. в единственном числе, от «шчип» — «говорить понятно»), в Италии — арбреши, основное население Албании.
Численность в Албании 2865 тыс. чел. Живут также в Югославии, главным образом в автономном крае Косово и Македонии (всего 1850 тыс. чел.),
в соседних с Албанией районах Греции, в Италии (южные области и остров Сицилия — потомки переселенцев 15—16 вв.). Небольшое число албанцев
расселено в Турции, Болгарии, Румынии, Украины, США. Общая численность свыше 5 млн. человек. Относятся к динарскому типу балкано-кавказской
расы большой европеоидной расы. Говорят на албанском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи. Выделяются гегийские (северные)
говоры и тоскский диалект. Письменность на основе латинского алфавита.
Албанцы — потомки древнейшего населения Балканского полуострова. Некоторые учёные (в том числе албанские) считают основным этническим
ядром албанцев племена иллирийцев, другие — фракийцев. На культуру и язык албанцев наложили отпечаток римское господство
(2 в. до н. э. — 4 в. н. э.), славянская колонизация 6—7 вв., влияние Византии, включение части этнической территории в
государства болгар и сербов, борьба за влияние между католической и православной церквями. С 11 в. происходило постепенное
слияние племён и образование территориальных межплеменных общностей. Этноним «албанцы» («арберы») стал распространяться на
всех обитателей Албании. В 15 в. начала складываться социально-экономическая и политическая общности.
Господство Османской империи (конец 15 в.-1912) вызвало интенсивную эмиграцию албанцев (в различные области Османской империи,
в Италию, Россию и др.). Нарушились хозяйственные связи между албанскими областями, консервировались примитивные традиции в
быту и хозяйстве, углублялись диалектные различия. В 17—18 вв. вследствие жестокой дискриминации христианского населения
большинство албанцев перешло в ислам. В горных районах, сохранявших относительную самостоятельность и элементы родоплеменных
отношений, население продолжало придерживаться православия (на юге) и католицизма (на севере). Этноним «арберы» был постепенно
заменён новым — «шкиптар» (или «шчиптар», «штиптар»), по которому отличались говорящие понятно («шчип») от завоевателей,
говорящих на турецком языке. Потомки эмигрантов в Италии сохранили вариант средневекового этнонима «арбреши».
Во 2-й половине 18 — начале 19 вв. сформировались две главные группы албанцев: тоски (область Тоскэрия на юге) и
геги (область Гегэрия на севере). С середины 19 в. усиливались процессы этнической консолидации, росло национальное
самосознание албанцев. В конце 19 в. сложился современный литературный язык (на основе тоскского диалекта).
С конца 19 в. происходила эмиграция албанцев в Египет, Америку (главным образом в США и Аргентину), Австралию.
Национально-освободительная борьба албанцев против турецкого ига (независимость Албании провозглашена в 1912),
затем против итальянских и германских оккупантов (1939—44) усиливала процесс национальной консолидации. Победа
народно-демократической революции (1944) и переход к социалистическому строительству обусловили окончательное
национальное сплочение албанцев. Традиционное хозяйство в низменных районах — земледелие (пшеница, рис, табак,
оливы, на юго-западе цитрусовые), в горных — отгонное скотоводство (овцы, козы). Со временем развилось
скотоводческо- земледельческое (с преобладанием кукурузы) хозяйство. За годы социалистического строительства
Албания стала аграрно-индустриальной страной с развивающейся лёгкой, горнорудной, нефтяной и деревообрабатывающей
промышленностью. Около 1/3 албанцев живёт в городах (Тирана и др.). Традиционное жилище албанцев в горах —
средиземноморского типа: двухэтажные каменные дома (внизу — хлев, наверху — жилые помещения), под крутыми крышами
(из-за обильных снегопадов) из драни; в долинах — небольшие хижины из камня, глинобитные, плетнёвые или дощатые;
в городах — двухэтажные дома, расположенные (по мусульманской традиции) в глубине закрытых дворов. Для северной
Албании в прошлом характерны каменные дома (кула). В современном селе преобладают двухэтажные дома (оба этажа жилые)
с лоджиями, кирпичные, штукатуренные, под 4-скатными черепичными или шиферными крышами. Для интерьера характерно
обилие ковров, драпировок.
Традиционная одежда скотоводов — из шерстяных тканей, земледельцев — из шерстяных, льняных, шёлковых, хлопчатобумажных.
Преобладающие цвета — белый, чёрный, красный. Украшения- вышивка, аппликация, кружева, декоративный шнур. Исходные
элементы мужского и женского традиционного костюма — белая рубаха прямого покроя с длинными рукавами и верхняя
плечевая распашная одежда без застёжки. Мужская «фустанелла» (подол рубахи превратился в белую юбочку, наплечная
одежда — в жилет) была почти повсеместно распространена в 18 в., до 20 в. сохранялась на юге. Тип «тирчи»
(узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка) распространился в 19 в. (кроме Ю.), сохраняется в горной
зоне. Мужской головной убор — белая валяная (реже вязаная) шапочка, полусферическая или с плоским верхом.
В женском костюме обязательны фартук (шерстяной,ярких расцветок), обилие вышивок и серебряных украшений;
головной убор полотенчатый. Обувь — из цельных кусков сыромятной кожи. Под влиянием турецкой культуры
одежда албанцев дополнилась шальварами, золотошвейными украшениями. Основа традиционной пищи — кукурузный
и пшеничный хлеб, у земледельцев преобладали овощные, у скотоводов — молочные блюда.
Система родства английского типа. Традиционные виды прикладного искусства: обработка серебра (литьё, филигрань), резьба по
камню и дереву, ковроткачество (полихромный геометрический орнамент). С 17—18 вв. известна полихромная роспись (преобладание
растительных мотивов) зданий. Сохраняются песенный, танцевальный (хороводные танцы) фольклор, эпические сказания.
|