Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Амбоно-тиморские народы
Страны проживания: Индонезия
Регион проживания: Азия
АМБОНО-ТИМОРСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Восточной Индонезии и на Восточном Тиморе. Населяют восточные Малые Зондские острова
(остров Флорес, Солорский и Алорский архипелаги, большую часть острова Тимор, остров Роти) и южную и центральную часть
Молуккских островов (острова Барат-Дая, Салатан-Тимур, Ару, Серам, Амбонские острова, Буру, Сула). Наиболее крупные —
алорцы, ротийцы, атони, амбонцы, ламахолот. Общая численность свыше 2,0 млн. человек. Относятся главным образом к
восточно-индонезийской антропологической группе, на Молуккских островах прослеживаются папуасские, в районе
Тимора — австралоидные черты. Языки относятся к южномолуккской, аруанской и тиморской подгруппам центрально-австронезийской
группы австронезийской семьи, обнаруживают следы папуасского субстрата. В основном мусульмане-сунниты и христиане
(протестанты-реформаты и католики).
Формирование амбоно-тиморских народов происходило в результате длительных контактов австронезийских переселенцев с
неавстронезийским аборигенным населением, продолжавшихся с 5—4-го тыс. до н.э. вплоть до современности. В 13—14 вв.
некоторые районы Восточной Индонезии были втянуты в сферу влияния яванской индуистской цивилизации (острова Амбон,
Улисские, Банда). В 15 в. распространяется ислам. На Амбонских островах и островах Банда возникли крупные центры
по производству пряностей, захваченные с 16 в. португальскими, с 17 в.- голландскими колонизаторами. В колониальный
период амбоно-тиморские народы входили также во многие индонезийские политические феодальные образования: макасарский
султанат Гова (включавший Алорский, Солорский архипелаги, Восточный Флорес и части Тимора), султанат Тернате
(Амбон, Серам, Буру и др.), султанат Тидоре (восточная часть острова Серам и др.).
По культуре и хозяйству амбоно-тиморские народы неоднородны. Наиболее развитые из амбоно-тиморских народов
(амбонцы, банданцы) занимаются товарным производством пряностей (гвоздика, мускатный орех), копры, сочетая его
с огородничеством и рыболовством. Наиболее распространены хозяйственные типы добывателей саго (Молуккские острова)
и тропических ручных земледельцев (Малые Зондские острова, внутренние районы всех крупных островов региона).
На Тиморе и окружающих островах (Лети, Кисар и др.) развито скотоводство (козы, лошади, овцы). Остальные
амбоно-тиморские народы практикуют животноводство океанического типа (свиньи, куры, собаки); мусульманское
население не держит свиней и собак. Древнейший общий для всех амбоно-тиморских народов элемент одежды —
набедренная повязка (чидако) из лубяной ткани — повсеместно вытеснен одеждой региональных вариантов общеиндонезийского типа.
Основа пищи у добывателей саго — варёный саговый крахмал с добавлением пряностей и рыбы; у ручных земледельцев —
кукурузная каша и лепёшки в западной части региона, варёные корнеплоды и клубнеплоды — в восточной. В некоторых
районах известна культура риса. Городское население переходит на западноиндонезийскую пищевую модель (варёный
рис с приправами). Амбоно-тиморские народы входят в три историко-этнографических ареала: южно-молуккский,
сложившийся под влиянием амбонцев, восточно-тиморский (бывшая португальская колония) и западно-тиморский,
где определяющим было влияние атони и ротийцев. Им соответствуют три основных типа этнических общностей
Малайского архипелага: «торговые этносы» (алорцы, курцы, амбелау-анцы, банданцы, батуаса, гесерцы, кайели,
добоанцы и др.), «колониальные этносы» (амбонцы), аборигенные народы внутренних областей (алуне, аруанцы,
вемале, буруанцы, бонфия, ветарцы, атони, тетумы, кемаки, мамбаи, тукудеде, кеданг, ламахолот, кейцы, танимбарцы,
ротийцы, летийцы, ватубельцы, манусела, серамцы и др.).
Современные поселения амбоно-тиморских народов прибрежные, линейной или беспорядочной планировки. Традиционные поселения
(негри-лама), исчезнувшие в основном в 19-начале 20 вв., кучевые, располагались во внутренних районах
или на труднодоступных скалистых мысах, имели укрепления из кораллового известняка или бамбука, общинный
дом в центре. Жилище — общеиндонезийского типа, прямоугольное, каркасно-столбовое, свайное, реже наземное,
однокамерное, окружённое верандой. На Западном Тиморе бытует круглое наземное жилище, характерное, вероятно,
для неавстронезийского субстрата.
Существует деление на роды и линиджи. До середины 20 в. сохранялись матрилатеральный кросскузенный брак и
трёхродовые союзы. Основа социальной организации — сельская община.
Практиковалась охота за головами (на Сераме до середины 20 в.), инициации, вторичные захоронения и др. На
Амбонских островах, острове Серам, островах Банда, Кей, Ару существовали надэтнические религиозно-политические
«союзы пяти» (улилима) и «союзы девяти» (улисива). Традиционные верования сохраняются на Восточном Тиморе
(кемаки, мамбаи, часть тетумов) и у некоторых горных народов Серама (нуаулу, хоаулу, бонфия и др.).
|