Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Ашанти
Страны проживания: Гана
Регион проживания: Африка
АШАНТИ, асанте, или асантефо (самоназвание — «объединившиеся для войны»), ашантийцы, асианте, тон, тонава,
камбон, камбоси, народ группы акан в центральных районах Ганы. Живут между рек Вольта и Тано (области Ашанти
и Бронг-Ахафо). Численность 3,3 млн. человек. Родственные народы: денчира, аданси, асение-чифо, васау и др.
Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Языки ашанти, аквапим и ачем, часто рассматриваются как
диалекты языка чви (тви) — чви каса. Письменность на латинской основе с 19 в. Сохраняют традицмонные верования,
есть христиане (католики и англикане), мусульмане-сунниты.
Этническая общность ашанти сформировалась в середине 18 — начале 19 вв. в результате консолидации аканских групп
на территории Конфедерации Ашанти (около 1700—1896), возникшей как военный союз нескольких племён-вождеств (оманов).
Во главе конфедерации стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема), часто называемая
королевой-матерью, и совет старейшин, состоявший из оманхене и военных вождей (асафохене). Экономика
Конфедерации Ашанти основывалась на работорговле и посреднической торговле золотом и орехами кола.
Опираясь на сильную военную организацию, правители Ашанти завоевали право на монопольную торговлю с
европейцами и к началу 19 в. контролировали почти всю территорию современной Ганы. Основными компонентами
структуры омана являлись позднепервобытные общины (акура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды (абусуа),
патрилатеральные группировки (нторо) и подразделения военной организации (асафо). Возникло деление на знать,
свободных общинников и рабов.
Основные традиционные занятия — ручное циклично-залежное земледелие (ямс, маниок, таро, батат, земляной орех,
просо, кукуруза, сорго, рис, ананасы, цитрусовые, бананы, бобовые, томаты, овощи, возделывание масличной
пальмы и дерева кола), животноводство (мелкий рогатый скот, свиньи, птица), золотодобыча. Охота, рыболовство
и собирательство имеют вспомогательное значение. Работают по найму на плантациях какао, лесоразработках, в
горнодобывающей промышленности и на промышленных предприятиях в городах. Из ремёсел развиты кузнечное,
художественная обработка золота, серебра, бронзы (чеканка, ковка, литьё), гончарное, ткацкое, резьба по
дереву. Традиционные дома четырехугольные в плане, из деревянных жердей, обмазанных глиной, с земляным
полом, с двускатной крышей, покрытой пальмовыми листьями, травой или железом и шифером. Традиционная
одежда — кенте и адинкра (праздничное кенте с тиснённым специальными штампами орнаментом). Пища в
основном растительная (различные каши, похлёбки, варёные и печёные овощи и корнеплоды с острыми
приправами и пальмовым маслом), а также мясная и рыбная. Живут большесемейными общинами; брачное
поселение билокальное, практикуется полигиния. Счёт родства матрилинейный с элементами патрилатеральности.
Система родства переходная от ирокезского к арабскому типу. Сохраняют культ предков (асаманфо), объектом
которого были вожди и старейшины, культ сил природы, особенно духов рек и др. водоёмов. Имеются пантеон
духов (обосом) и представление о сверхъестественном существе Ньяме (небесное божество, демиург, перво-предок)
и хтоническом божестве Асасе. Широко распространены фетиши-обереги (сумам). Ежегодно в сентябре устраивается
праздник Оджира («очищение»), а через каждые 6 недель — Великий (Большой) Адаэ или Малый Адаэ поочерёдно,
тесно связанные с культом предков и др. традиционными верованиями. Ньяме и Асасе наряду с мудрым пауком
Анансе — постоянные персонажи фольклора и мифов.
|