Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Банту
Страны проживания: Камерун, Нигерия, Габон, Экваториальная Гвинея, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Ангола, Руанда, Бурунди, Уганда, Кения, Танзания, Сомали, Замбия, Малави, Мозамбик, Зимбабве, Намибия, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, ЮАР, Коморские острова
Регион проживания: Африка
БАНТУ (от a-ba-ntu — «люди», название введено европейскими исследователями для обозначения говорящих на языках банту), группа народов, населяющих большую часть Африки к югу от 6° северной широты (так называемая Африка банту). Общая численность 200 млн. человек. Наиболее крупные народы: руанда, макуа, конго, шона, рунди, малави, зулу, коса, луба, кикуйю и др. Языки группы бенуэ-конго нигеро-кордофанской семьи. Для многих народов банту характерно двуязычие и многоязычие. Широко распространён суахили, самый крупный из языков банту по числу говорящих (свыше 50 млн. человек). Банту — христиане и мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиционные верования, есть приверженцы афрохристианских церквей.
Данные лингвистики и археологии позволяют предполагать, что предки современных банту — ранние земледельцы, видимо, уже знакомые с железом, — в 1-м тысячелетии до нашей эры начали продвигаться из района современного Камеруна к югу, в зону тропических лесов, и к юго-востоку, в обход этой зоны. В ходе миграции банту оттесняли и ассимилировали коренное население — охотников и собирателей (пигмеи в лесной зоне, предки современных койсанских народов в саваннах Восточной и Юго-Восточной Африки). Народы банту складывались главным образом в зоне парковых лесов и редколесья по периферии влажного тропического леса, куда они принесли производящее хозяйство и металлургию железа; в бассейне Конго банту самостоятельно создали развитый очаг металлургии меди. Миграции отдельных групп банту продолжались до середины XIX века.
Идёт активный процесс этнической консолидации мелких групп банту в более крупные общности в границах современных государств, происходит формирование общностей национального типа у некоторых народов (например, кикуйю).
К концу XIX века для банту было типичным ручное подсечно-огневое земледелие. Многие народы имели смешанное земледельческо-скотоводческое (сукума, тонга и др.) и преимущественно скотоводческое (суто, коса и др.) хозяйство. Значительную роль играли бортничество и охота, в XIX веке в связи с повышением спроса на слоновую кость и распространением огнестрельного оружия охота на слонов приобретает коммерческий характер. В доколониальный период банту знали плавку и обработку железа, меди, золота. Изготовляли высокохудожественные изделия из дерева, кости, имели развитые системы эквивалентного обмена (меновые эквиваленты — раковины каури, изделия из меди и железа, скот, особые виды циновок). Северные и северо-восточные банту по культуре близки соседним кушитам и нилотам.
Поселения банту — большие и мелкие деревни различной планировки. Основной тип традиционного жилища — круглый дом с плетёными стенами, часто обмазанными глиной. На юге ареала банту стены штукатурились и расписывались, на северном и на восточно-африканском побережье был распространён прямоугольный дом с двускатной, четырёхскатной или плоской земляной крышей.
В средние века отдельные народы банту создали раннеполитические образования — Китара у торо, Мономотапа у шона и др., города-государства суахили на восточном побережье; в позднем средневековье сложились ещё более крупные, но слабые экономически раннегосударственные образования — Конго у народа конго, Буганда у народа ганда, Руанда у народа руанда, Лунда у народа лунда и др. Но большинство банту к началу европейских колониальных захватов находилось на различных этапах разложения первобытнообщинного строя. Основной производственной и социальной ячейкой оставалась земледельческая община, а основной формой организации власти — племя-вождество и союз племён. Сильны были традиции родо-племенных отношений во всех сферах жизни общества.
Традиционная одежда банту — набедренные повязки или передники из шкур или сплетённые из травы. С конца XIX века распространяется европейская одежда.
Имеют развитый фольклор (этногенетические предания, эпические сказания, сказки о животных и др.).
|