Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Чаморро

Страны проживания: Северные Марианские острова, Гуам
Регион проживания: Австралия и Океания

ЧАМОРРО (самоназвание, возможно, от чамори — «вождь» или от чамаури — «это лучшее»; существуют и другие этимологии), микронезийский народ, коренное население Марианских островов (в Содружестве Северных Марианских Островов — 16 тыс. человек, на острове Гуам, владении США — 80 тыс. человек). Говорят на языке чаморро западной ветви австронезийской семьи; распространён также английский язык. Верующие чаморро — католики.

Происхождение чаморро, как и белау, связывают, в отличие от остальных микронезийцев, с переселениями из Филиппин и Индонезии в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. Об этом говорят языковая принадлежность, сходство древнейшего типа керамики (так называемая марианская красная керамика), культура возделывания риса, уникальная для Океании. Знаменитые латте — древние памятники мегалитические культуры чаморро (ряды гигантских каменных столбов с навершиями в виде полушарий) — также трактуют как претворение принципа свайных построек Юго-восточной Азии.

Контакты с европейцами начались с 1561. Испанская колонизация вызвала серию восстаний, жестоко подавленных (испано-чаморрийские войны 1670—95). Практически всё мужское население было истреблено, численность чаморро упала со 100 до 3 тыс. человек. К концу XVIII века чистокровных чаморро уже не оставалось. Современные чаморро представляют собой метисов, потомков от смешанных браков женщин чаморро с испанцами, филиппинцами, мексиканцами и японцами (солдатами и колонистами).

Традиционная культура чаморро основывалась на подсечно-огневом земледелии. Главные орудия — палка-копалка и каменная мотыга. Выращивали рис, ямс, бананы, кокосы, сахарный тростник. Питались также мясом морских черепах, летучих мышей и разных птиц. Занимались рыболовством и собирательством. Все полевые работы возлагались на мужчин. Они же ловили рыбу сетями, выходя в море на двойных лодках под треугольным парусом. Жили чаморро либо в свайных домах (знать), либо в хижинах из листьев. Был развит обмен (внутри Марианских островов и с Каролинским архипелагом); эквивалентом обмена служили снизки раковин. Одежда сводилась к поясам, сплетённым из растительных волокон. Во время дождей и по праздникам надевали шлемы и накидки из листьев.

Основными социальными единицами были матрилинейные группы родственных семей, составлявшие население деревни. Несколько деревень объединялись под предводительством вождя. Общество делилось на три иерархических сословия: старших вождей (матуа), младших вождей (атчаот) и простолюдинов (мангат-чанг). Имелись дома холостяков; девушки пользовались добрачной половой свободой. Женщины чаморро обладали высоким социальным статусом: участвовали в деревенских советах, вершили суд, имели собственные собрания, наследовали имущество мужей. Измена мужа каралась строже, чем неверность жены.

Основным религиозным культом было почитание предков; их черепа служили объектом поклонения. После испанского завоевания развился культ мёртвых, в особенности вождей.

От традиционной культуры чаморро сохранились только отдельные элементы: по праздникам звучат «песни-чаморрита»; живы некоторые ремёсла (плетение, изготовление раковинных украшений, резьба по дереву); общепринято жевание бетеля. Но домб — из современных материалов, одежда — европейского покроя. Большинство чаморро работают по найму, главным образом обслуживая военные базы США на острове Гуам. Этническое самосознание чаморро стойко сохраняется.

© 2008—2017 Etnolog.ru