Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Дьула

Страны проживания: Кот-д'Ивуар, Буркина Фасо
Регион проживания: Африка

ДЬУЛА (буквально «торговец»), диула, общее название этнических групп, говорящих на языке подгруппы манден группы манде нигеро-кордофанской семьи, в Кот-д'Ивуар и Буркина Фасо.

В Кот-д'Ивуар дьула компактно заселяют департаменты Одьенне, Туба, Сегела и подпрефектуру Конг (департамент Феркеседугу) — около 320 тыс. человек, ещё около 390 тыс. (включая бамана и манинка из Мали и Гвинеи) за пределами этнической территории дьула.

В Буркина Фасо дьула (около 50 тыс.) живут дисперсно в городах к западу от реки Чёрная Вольта; к дьула иногда причисляют себя частично ассимилированные представители других этносов. Дьула называют и говорящих на языке манден жителей области Кенедугу (Южное Мали). Дьула близки по языку и культуре к бамана, манинка, мандинка, марка-дафин. В Кот-д'Ивуар говорят на 22 диалектах языка дьула, диалектные группы — дьула Одьенне (водьенекакан, бодугукакан, фолёкакан, тудугукан, вандугукан, гбелебанкан, новолёкакан, сьенкокакан), маука (маукакан, тененгакан, корокакан, финангакан, баралякакан), вородугукан (вородугукакан, сиакакан, койагакан, корокан, сагакакан, нигбикан, каникакан, карандьанкан), дьула Конга. До половины населения Кот-д'Ивуар и до трети — Буркина Фасо пользуется «межэтническим дьула», близким к «стандартному» бамана, для межэтнического общения.

Письменность на основе латинского алфавита, ограниченно используют письменность на основе арабского алфавита. Дьула — мусульмане-сунниты.

В районы своего компактного расселения в Кот-д'Ивуар предки дьула пришли с севера, вытеснив и ассимилировав сенуфо, дан, гуро, сиа, бауле. В Кот-д'Ивуар, Западной Гане и Буркина Фасо расселялись небольшими группами вдоль торговых путей до Буны и Бондуку с XIV—XV вв.С XVII века в Конге, с XIX века в районах к западу от Чёрной Вольты добились политического преобладания. Дьула — проводники ислама среди немусульманского населения.

В районах дисперсного расселения дьула — горожане, купцы и ремесленники (ткачество, ювелирное, кузнечное — мужчины; гончарное ремесло — женщины), марабуты. В департаментах Одьенне, Туба, Сегела дьула — земледельцы (рис, сорго, просо, арахис, батат), держат крупный рогатый скот, в том числе на продажу. Характерна высокая социальная мобильность.

Общество дьула кастовое. Имеются «благородные» и «низшие» касты. К последним принадлежат нуму (кузнецы, горшечницы), гриоты (сказители), фина (знатоки мусульманской традиции), гаранке (кожевенники).

Характерны крупные родственные общности с единым клановым именем (дьаму), с общими тотемическими запретами. Брак патрилокальный, распространена полигиния.

Деревни компактные. Жилища прямоугольные, с плоской крышей, глинобитные или сырцовые. Мечети нередко в «томбуктинском стиле», окружённые зубчатым парапетом.

Мужская одежда — широкая туникообразная рубаха и широкие штаны; женская — длинная несшитая юбка, цветные кофты, головные платки.

Основная пища — варёный рис или густая каша из муки маниоки с мясным или овощным соусом и приправами, кускус.

Богата устная традиция: эпические сказания, песни и др. (более 20 устных традиционных жанров в Конге).

© 2008—2017 Etnolog.ru