Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Евреи горские
Страны проживания: Россия, Азербайджан
Регион проживания: Азия
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (самоназвание), этнолингвистическая группа евреев в России (11,3 тыс. человек, в том числе в Дагестане 3,6 тыс. человек, Кабардино-Балкарии — 3,2 тыс. человек, Чечне и Ингушетии — 2,6 тыс. человек). Живут также в Азербайджане — 5,5 тыс. человек. Общая численность в пределах бывшего СССР — 18,5 тыс. человек. Язык — татский иранской группы индоевропейской семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, русский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — иудаисты.
Судя по языковым и косвенным историческим данным, община горских евреев формировалась в VII—XIII веках в ходе иммиграции евреев из Северного Ирана, а также, возможно, из близлежащих районов Византийской империи в Азербайджан, где они перешли на язык окружающего населения — татский, и (с XI века) далее на север — в Дагестан. Там они, видимо, ассимилировали часть хазарского населения. В средние века существовала полоса еврейских поселений на севере современного Азербайджана и юге Дагестана, между городами Дербент и Куба.
В ходе освободительной борьбы кавказских горцев под руководством Шамиля (1834—59) жители ряда еврейских аулов были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 20—30-х годов XIX века отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами. С 60—70-х годов XIX века горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура (современный Буйнакск), Нальчик, Грозный, Петровск-Порт (современная Махачкала). В начале 1920-х годов около 300 семей горских евреев выехали в Палестину. В 1928—30 письменность горских евреев была переведена с еврейского алфавита на латинскую графическую основу, в 1938 — на русскую.
Традиционные занятия горских евреев — земледелие и ремесло. К середине XIX века сельскими жителями были около 58% горских евреев, а горожанами — около 42%. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску.
Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х — начала 1930-х гг. была большая трёх-четырёхпоколенная семья (70 и более человек). Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой нуклеарной семьи был свой дом. Вплоть до советского периода практиковалась полигиния, в основном двое- и троежёнство. Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов.
Поселение горских евреев состояло, как правило, из 3—5 больших семей; сельской общиной руководил глава наиболее уважаемой или наиболее многочисленной семьи. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент).
По материальной культуре горские евреи близки окружающим народам. Традиционные жилища каменные, в городах — дома с восточным убранством, в аулах — сакли из двух или трёх комнат: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Помещение для гостей отличалось лучшим убранством, украшалось оружием.
От соседних народов горские евреи заимствовали многие языческие обряды и поверья.
В значительной мере сохраняется соблюдение иудаистических обычаев, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (хашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-Ха-Шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну).
В фольклоре горских евреев выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма'ни), исполнявшиеся поэтом-певцом (ма'ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.
|