Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Гуамбиа

Страны проживания: Колумбия
Регион проживания: Южная Америка

ГУАМБИА, намуй мисак (самоназвание — «наши люди»), могех (устаревшее название на языке паэс), индейский народ группы чибча в Колумбии, на западных склонах Центральных Кордильер. Основная этническая территория (со статусом резервации) — вокруг города Сильвия. Численность 15 тыс. человек. Делятся на собственно гуамбиа и ряд родственных групп. Говорят на языке гуамбиа (могех, гуамбиано). Распространён также испанский язык. Католики, часть — протестанты.

Древняя культура гуамбиа близка культуре индейцев Южной Колумбии и горного Эквадора. Подчинены испанцами в 1536. В католичество обращены в конце XVI века.

Традиционное занятие — ручное (реже — пашенное) земледелие, местами — подсечно-огневое. Главные культуры — картофель и лук (в горах), кукуруза и пшеница (ниже по склонам). Выращивают также фасоль, бананы, капусту, сахарный тростник (из его сока готовят лёгкий опьяняющий напиток гаурапо), кайенский перец, кофе (на продажу) и др. Продуктами земледелия торгуют на рынках (особенно славится картофель гуамбиа). Разводят лошадей, мулов, свиней, крупный рогатый скот (на продажу), овец, кроликов, кур, в прошлом — морских свинок. Охотятся на мелкую дичь. Сохраняются домашнее ткачество и резьба по дереву.

Поселения разбросанные. Дома прямоугольные, обычно двухкомнатные. Гуамбиа строят висячие мосты из лиан и бамбука.

Мужчины носят полотняные штаны до колен и синюю шерстяную юбку с кожаным поясом, серое или чёрное домотканое шерстяное пончо, сандалии; женщины — яркую хлопчатобумажную блузу, юбку, сходную с мужской, одну или несколько синих шерстяных накидок, заколотых на груди булавкой, широкий белый пояс с орнаментом, на шее — десятки ожерелий из бисера и серебра. Мужской и женский головные уборы — соломенные или фетровые шляпы с узкими полями.

Основа пищи — растительная. Употребляют коку и кофе, острые приправы. Соль по традиции не сыплют в пищу, а лижут во время еды.

Сохраняются обычай взаимопомощи и коллективные сельскохозяйственные работы (при разбивке кофейных плантаций, обработке церковных земель). До конца 1940-х гг. существовал институт «капитанов» — традиционных вождей общины. Семья малая, неолокальная.

Сохраняются пережитки дохристианских верований и мифологии.

© 2008—2017 Etnolog.ru