Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Гватемальцы
Страны проживания: Гватемала
Регион проживания: Северная Америка
ГВАТЕМАЛЬЦЫ, народ, основное население Гватемалы. Численность 5680 тыс. человек, из них в Гватемале 5600 тыс. человек, в основном испано-индейские метисы — ладино, менее 1% — лица европейского происхождения, главным образом испанского, — креолы. Живут также в США, Мексике, Белизе и др. Говорят на гватемальском диалекте испанского языка (разновидность латиноамериканского варианта испанского языка). Бульшая часть — католики, около 15% протестанты (пресвитериане, англикане, пятидесятники).
Испанская колонизация с XVI века и дальнейшее развитие страны создали условия для ассимиляции и аккультурации коренного населения, для интеграции индейских общин. Основное метисное ядро гватемальцев сложилось после создания в 1821 республики. Испаноязычное население сосредоточено в основном в больших городах и в юго-восточных экономически развитых районах.
Беднейшие слои гватемальцев (ладино) — безземельные и малоземельные крестьяне, вынужденные арендовать землю и работать по найму на плантациях. Выращивают кукурузу (основная продовольственная культура), бобовые, тыквы, томаты, какао, табак, хлопчатник, хенекен. Новые культуры — кофе, бананы, сахарный тростник и др. Вне плантационных хозяйств сохраняется подсечно-огневое земледелие. Развиты художественные ремёсла: ткацкое, гончарное, плетение.
Основной тип традиционного жилища — одно- или двухкамерная хижина с земляным полом, стенами из адоба, тростника, жердей и плетня на деревянной раме, обмазанного глиной и побелённого. Крыша из соломы, пальмовых листьев, у более зажиточных — из черепицы.
В одежде сельских жителей сочетаются индейские и испанские элементы.
Основная пища — лепёшки-тортильяс из маиса, блюда из фасоли и тыквы, мяса с приправой из перца и овощей, напитки из какао и разведённых в воде маисовой муки или мёда.
В сельской местности сохраняются земледельческая обрядность, культ креста как особого божества, почитание местных святых как богов — покровителей общин и др. По церковным праздникам в городах и сёлах устраиваются представления, в которых участвуют ряженые (в христианских святых, индейских богов и мифологических персонажей).
|