Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Ханты

Страны проживания: Россия
Регион проживания: Азия

Ханты. Женщины в традиционной одежде перед летним чумом.
ХАНТЫ, ханти, хандэ, кантэк (самоназвание — «человек»), народ в Российской Федерации (22,3 тыс. человек). Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском (11,9 тыс. человек), Ямало-Ненецком (7,2 тыс. человек) автономных округах и Александровском и Каргасокском районах Томской области (804 человека). Общая численность 22,5 тыс. человек. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры. Среди хантов выделяются три этнографические группы — северная, южная и восточная. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией. На северных хантов оказали сильное влияние ненцы, на восточных — селькупы, южные (прииртышские) ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы — васюганские, салымские, казымские ханты и др. До начала XX века русские называли хантов остяками (возможно от «Ас-ях» — «народ большой реки»), ещё ранее (до XIV века) — югрой, югричами. Коми-зыряне называли хантов егра, ненцы — хаби, татары — уштек (эштек, истек).

Говорят на хантыйском языке угорской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Письменность создана в 1930-х гг. — первоначально на основе латинской, с 1937 — на основе русской графики. 38,5% хантов считают родным русский язык. У части северных хантов распространены также ненецкий и коми языки. Верующие ханты — православные.

В основе формирования хантов лежит культура аборигенных племён Урала и Западной Сибири, охотников и рыболовов, и скотоводческих угорских племён, пришедших во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры складываются основные группы хантов, расселённых от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая реки Северная Сосьва и Ляпин, а также частично реку Пелым и реку Конда на западе. С XV—XVII вв. часть хантов вытеснялась манси из западных областей на восток и север. На севере ханты частично ассимилированы ненцами, в южных районах (Бараба, реки Тура, Тавда, Иртыш) — в значительной степени тюркизированы. Процессы обрусения хантов в XVIII—XX вв. особенно интенсивно проходили на Иртыше, Оби, Конде. Миграция хантов на север и восток продолжалась и в XX веке.

До прихода русских в Сибирь у хантов были племена, большей частью ставшие позднее территориальными группами. В процессе межплеменных и иных военных столкновений (с ненцами, русскими, татарами) сложились союзы племён — так называемые «княжества» (например, Пелымское, Конда и др.). Во главе их стояли представители родо-племенной знати — «князцы». Имущественная дифференциация была особенно характерна для оленеводов. Из родо-племенной знати были старшины, посредничавшие с русской администрацией. В 1930 был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь — автономный) округ. Под влиянием национальной государственности и движения в защиту своих территорий от промышленного освоения завершилась консолидация хантов в единый народ.

Традиционные занятия хантов — речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таёжная охота (в основном пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Оленеводство в тундре и лесотундре — самодийского типа, имеет мясо-шкурный характер, стада по 1000—1500 голов кочуют в меридиональном направлении (весной к северу, осенью к югу). Лесное оленеводство — местного происхождения: стада небольшие, выпасаются недалеко от поселений, используются для транспортных целей. В южных районах и по Оби с XIX века распространено животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.). Традиционные средства передвижения — лыжи, камусные и голицы, оленьи и собачьи нарты. Летом пользовались лодками-долблёнками, дощатыми лодками-неводниками, для переездов на дальние рыболовные угодья — большими лодками с каютами, крытыми берестой.

Современное сельское население по-прежнему занимается традиционными отраслями хозяйства. Около 30% хантов живёт в городах.

Зимой ханты жили в постоянных зимних селениях, с весны разъезжались в сезонные селения на места рыболовных угодий. Зимние капитальные постройки были либо каркасными, углублёнными в землю, пирамидальной или усечённо-пирамидальной формы, либо срубными. Они отапливались открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Сезонные жилища — каркасные из жердей, крытые корой деревьев. Постройки располагались разбросанно: жилой дом (иногда — зимний и летний дома), один или несколько хозяйственных амбаров (чаще всего свайных), навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг для приготовления пищи, вешала для просушки сетей, одежды, для вяления и копчения рыбы, иногда — собачьи домики, в XX веке — баня. Охотники зимой во время промысла жили в избушках в лесу.

Оленеводы в тундре и лесотундре, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах самодийского типа, зимой — крытых покрышками из оленьих шкур, летом — из бересты. Чум широко использовали также (особенно летом) на сезонных поселениях и рыбной ловле.

Значительная часть сельского населения сейчас живёт в новых посёлках, построенных в 1950-х гг. в связи с переводом хантов на оседлый образ жизни, укрупнением и реорганизацией хозяйств. Часть промыслового населения живёт в традиционных селениях.

Одежда у северных хантов близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном. У восточных хантов вся одежда распашная, меховая или халатообразная суконная. Обувь — меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние — с меховыми чулками). В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным). Суконная одежда расшита бисером, металлическими бляшками, аппликацией. Женщины носят украшения из бисера, кольца, серьги. Косы раньше украшали накосниками с ложными косами. Мужчины также носили косы. Была известна татуировка.

Основные продукты питания — рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо — рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Ещё в XVII—XVIII вв. нередки были большие отцовские и братские семьи. По правилам левирата младший брат брал в семью вторую жену с детьми — от умершего старшего брата. У оленеводов было принято в помощь старой жене брать молодую.

Было известно деление на фратрии и генеалогические группы, близкие родам. Фратриальное деление более чётко прослеживается у северных хантов.

Фратрии и генеалогические группы имеют тотемический характер: они носят названия зверей и птиц, которые считаются их предками (лось, бобр, лягушка, трясогузка и др.).

Хотя ханты были христианизированы, старшее поколение и сейчас сохраняет многие традиционные верования и культы, основанные на представлениях, связанных с тотемизмом, анимизмом, шаманизмом, культом предков и пр.

Большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов («медвежий праздник»), празднуемый как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство, театр.

© 2008—2017 Etnolog.ru