Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Хауса

Страны проживания: Нигерия, Нигер, Камерун, Чад, Гана
Регион проживания: Африка

Хауса. Мужчина в традиционной одежде.
ХАУСА, народ на севере Нигерии (26 млн. человек), в Нигере (4,3 млн. человек), Камеруне (130 тыс. человек), Гане (140 тыс. человек), Чаде (160 тыс. человек), Буркина Фасо, Бенине, Того, ЦАР, Мали и Ливии. Общая численность 30,8 млн. человек.

Говорят на языке хауса западной подгруппы чадской группы афразийской семьи. Выделяются восточные (кано, гуддири, зария, дамагарам), западные (сокото, замфара, арева, адар, курфай), переходные (даура, кацина) и периферийные (баучи, хауса Ганы) диалекты. Старописьменный литературный язык сложился в начале XIX века на основе диалекта сокото, современный литературный язык — в XX веке на основе городского говора города Кано. Письменность с XVII—XVIII вв. на основе арабской графики (аджами), с конца XIX века — латиница (боко). В Того и Гане более распространена письменность аджами, в Нигере — боко. Для хауса Нигерии характерна диграфия — активное использование как боко, так и аджами.

Большинство хауса — мусульмане-сунниты маликитского толка (мазхаба). Среди хауса-маликитов большим влиянием пользуются тарикаты (братства) Кадирийя и Тиджанийя. В городах получили распространение также ваххабизм и учение секты Ахмадийя. Часть хауса — христиане-протестанты (англикане, методисты, баптисты) и приверженцы традиционных верований (субэтнические группы арна, или азна, и магузава). Культ духов-«ветров» (искоки, или бори), поклонение священным деревьям сохранились и среди мусульман, особенно у женщин в деревнях.

Как этнос хауса сложились в результате длительного смешения этнических групп Западной Африки и Сахары, говоривших на языках нигеро-кордофанской, нило-сахарской и афразийской семей. С распространением ислама у предков хауса возникли торговые города и раннеполитические образования — так называемые «страны хауса» (Кано, Кацина и др.), находившиеся в зависимости от империи Борну. История хауса отразилась в этногенетическом предании о «семи хауса» — городах Даура, Кано, Гобир, Кацина, Зария и др., и «семи инородцах» (банза баквай) — Кебби и др., частично также вошедших в состав современных хауса. Основные субэтнические группы хауса — адарава, арава, гобирава, губава, гуддирава, дамагарава, даурава, заззагава, замфарава, кабава, канава, кацинава, курфаява. Некоторые из них сохраняют особые племенные знаки (рубцы на лице). Многие этнические общности Северной Нигерии и Нигера говорят на языке хауса, но сохраняют особое или двойственное этническое сознание. Часть причисляющих себя к хауса групп не говорит на языке хауса (например, абакварига в районах Вукари, Такум, Лафия на севере Нигерии).

В XVI веке большинство городов хауса оказалось под властью Сонгайской державы, а затем Кебби. В XIX веке почти все «страны хауса» были завоёваны скотоводами-фульбе, создавшими государство с центром в Сокото. Большинство фульбе (фулани) подверглось сильному культурному и языковому влиянию со стороны численно преобладавших земледельцев-«хабе» (в основном хауса). Значительную часть населения государства Сокото составляли пленники и их потомки, жившие в так называемых «рабских поселениях» (ринджи), постепенно смешавшиеся с основной массой хауса. В начале XX века основная этническая территория хауса была разделена между английскими (Нигерия) и французскими (Нигер) колониальными владениями. В Нигерии английские колониальные власти запретили рабовладение, однако передали в подчинение фульбе почти все районы, населённые хауса. В ведении хабе было оставлено управление на уровне отдельных округов и деревень. В Нигере власть правителей-хауса была также сильно ограничена. Политика французских колонизаторов способствовала сохранению этнической обособленности отдельных групп хауса. В независимой Нигерии (с 1960) хауса и фульбе, в основном перешедшие на язык хауса, часто рассматриваются представителями других народов как единый народ «хауса-фулани».

Основные традиционные занятия хауса — торговля и мотыжное земледелие (сорго, африканское просо, кукуруза, рис, хлопчатник, арахис, индиго, маниок, ямс, бататы, табак, сахарный тростник, томаты, бобовые, тыквы, лук, горький перец). Развиты различные системы ирригации; переложное земледелие сохранилось лишь в малонаселённых районах саванны. В сухой сезон многие мужчины хауса уходят на заработки в города на побережье Гвинейского залива. Распространены также скотоводство (козы, овцы, ослы, лошади, на севере — верблюды), рыболовство и охота (особенно у арна и магузава). Ремёсла — кузнечное, ювелирное, ткацкое, красильное, гончарное, кожевенное, изготовление обуви, плетение корзин и циновок, резьба по дереву. К традиционным занятиям относятся также воровство и профессиональное нищенство. Важную роль в процессе социализации детей хауса играют коранические школы.

Хауса живут в деревнях, часто состоящих из нескольких обособленных кварталов с этнически разнородным населением, и городах. В традиционных городах хауса на севере Нигерии они обычно населяют обнесённый стеной старый город (бирни) в противоположность кварталам переселенцев с юга страны (сабон гари, буквально «новый город»). В городах Нигера и соседних районов Нигерии преобладают дома из сырцового кирпича и глинобитные с плоской крышей. Стены домов часто орнаментируются. В деревнях жилище также глинобитное, прямоугольное с плоской крышей или круглое с соломенной конической крышей. У некоторых групп хауса Нигера и северо-запада Нигерии распространены круглые хижины из ветвей и соломы. Среди традиционных построек хауса выделяются глинобитные дворцы знати, мечети с выступающими наружу балками (так называемый суданский архитектурный стиль) и амбары для зерна (круглые, на деревянных или каменных подпорках, соломенные или обмазанные глиной). В последние десятилетия у городских хауса появились дома европейского типа.

Традиционная мужская одежда — рубаха с узкими рукавами, на которую надевается широкая длинная рубаха с расшитым воротом и нагрудным карманом, и шаровары, женская — кусок материи, сшитый из полос ткани, обёртываемый вокруг тела. Пища растительная (каши, похлёбки), мясная, молочная, рыба. Особую роль в традиционных ритуалах играет орех кола.

Большесемейные общины, состоящие из нескольких полигинных семей, сохранились лишь в деревнях. В городах и прилегающих к ним густонаселённых районах преобладают малые моногамные семьи. Брачное поселение вирилокальное, счёт родства патрилинейный с пережитками матрилинейности. В последнее время у состоятельных городских хауса получило распространение затворничество женщин. Шуточное родство связывает различные группы хауса, ремесленников разных профессий, а также хауса и соседние народы (фульбе, нупе, йоруба, канури и др.). У хауса-магузава и арна прослеживаются пережитки тотемизма и возрастных классов. Из фольклора наиболее распространены сказки, песни, пословицы, этногенетические легенды.

© 2008—2017 Etnolog.ru