Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Хайда

Страны проживания: Канада, США
Регион проживания: Северная Америка

Хайда. Деревянный налобник, инкрустированный раковинами.
ХАЙДА (от самоназвания хаде, хадай, хайдэгай — «люди»), индейский народ в Канаде (острова Королевы Шарлотты, провинция Британская Колумбия) и США (южная часть архипелага Александра, штат Аляска). Численность около 3 тыс. человек. Язык хайда — изолят (есть предположения о его связи с макросемьёй на-дене); имеет два диалекта: северный (массет) и южный (скидегейт); вытесняется английским языком. Хайда — протестанты (англикане, пресвитериане, пятидесятники и др.).

Предполагаемая доконтактная численность — около 14 тыс. человек. Первоначально населяли острова Королевы Шарлотты. Делились на 5 групп: северные хайда (север острова Грейам), три группы центральных хайда (пролив Скайдгет и остров Морсби) и южные хайда (район острова Кангит). Около XVIII века часть хайда мигрировала на юг острова Принца Уэльского и прилегающие острова (архипелага Александра), образовав группу кайгани.

Традиционная культура типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. Индейцы). Традиционные занятия — рыболовство (главным образом палтус, которого ловили на характерный V-образный крючок; также сельдь, кета, угольная рыба), охота — морская (тюлени, котики, каланы) и сухопутная (медведь, на Аляске — олень, на острове Грейам — местный подвид северного оленя карибу), собирательство (морские беспозвоночные, икра сельди, водоросли, ягоды, камбий ели и хемлока), ремёсла (резьба по дереву, плетение корзин из еловых корней и кедрового луба). Славились изготовлением долблёных лодок из стволов красного кедра (вместимостью до 40 человек) — важного предмета межплеменной торговли. У тлинкитов покупали медь, «чилкатские» накидки, лосиные шкуры, у цимшиан — жир рыбы-свечи, у квакиутл — рабов. Жили в 20 зимних селениях. В основе социальной организации — матрилинейные тотемные роды или линиджи (при их делении вновь возникающие линиджи теряли родовую общность), объединявшиеся в две фратрии — Ворона и Орла (примерно по 22—23 линиджа в каждой). Линидж обычно именовался по месту происхождения, владел промысловыми угодьями и землёй под поселение, имел родовые эмблемы, имена, танцы, песни, легенды. Тотемные эмблемы (свыше 70), в основном зооморфные, изображались на столбах, утвари, в татуировке и др., были символом линиджа или указателем индивидуального ранга внутри линиджа, приобретались через наследование, а также браки, церемониальный дарообмен, истребление других линиджей. Линидж возглавлял вождь, распоряжавшийся родовой собственностью. Власть вождя наследовалась в рамках линиджа; известны случаи наследования от отца к сыну — к представителю другой фратрии. Община, образуемая линиджем, состояла из большесемейных домохозяйств, возглавлявшихся вождями — владельцами домов. Одна или несколько таких общин населяли независимое поселение; его вождь был из линиджа, владевшего территорией поселения.

Была развита социальная дифференциация (знать, простые общинники и рабы — военнопленные и их дети) и ранговая стратификация. Знать (яхид) — владельцы домов и основных богатств, обладатели и наследники постов вождей и высоких рангов. Воспроизводство социального статуса знати происходило через потлачи. Важнейший из них, валхал, проводился обычно после постройки дома и водружения тотемного столба. На нём новый домовладелец утверждался в качестве главы домохозяйства, а его дети получали статусные имена, ранги и эмблемы (с татуировкой). Иногда валхал проводился только для утверждения статуса детей. Традиционные культы — анимизм, тотемизм, охотничьи культы, шаманизм. Имели развитую мифологию, верили в родовую реинкарнацию. Полигиния встречалась только у вождей. Предпочтительный брачный партнёр — из линиджа отца. Были обычны кросскузенные браки, известны сорорат (также брак с племянницей жены) и левират (также брак с племянником мужа). Собственность мужчины наследовали его младшие братья и племянники (авункулат), собственность женщины — дочери.

Контакты с европейцами — с 1774. В конце XVIII — начале XIX вв. вели торговлю шкурами калана с англичанами и американцами. Заимствовали возделывание картофеля, в том числе на продажу (англичанам, русским, цимшиан). В XIX веке распространилось изготовление изделий из аргиллита на продажу белым, а также украшений из золота и серебра, накидок с рисунком из перламутровых пуговиц. Совершали дальние морские торговые походы. Хайда-кайгани (а также иногда хайда островов Королевы Шарлотты) торговали с русскими, их территория входила в состав Русской Америки (с 1867 — США). В 1862 эпидемия оспы опустошила острова Королевы Шарлотты (погибло около 83% хайда). Оставшиеся хайда сконцентрировались в поселке Массет (северные хайда) и Скидегейт (центральные и южные хайда). Христианизация, которую в Массете провели англикане (с 1876), в Скидегейте — методисты (с 1883), у кайгани — пресвитериане (с 1880), привела к исчезновению многих элементов традиционной культуры и частичной ассимиляции хайда.

Современные хайда живут компактно тремя общинами: в Канаде — Массет и Скидегейт на острове Грейам, включающие ряд мелких резерваций на местах старых селений и рыбных промыслов; в США — Хайдабург (с 1949 — резервация) на острове Принца Уэльского. Свыше половины хайда живёт дисперсно вне резерваций, главным образом в городах (в США — в Кетчикане и Сиэтле). Хайда Хайдабурга заняты в коммерческом рыболовстве, отчасти на лесозаготовках, сохраняют традиционное рыболовство, охоту на оленей, собирательство (ягоды, морские моллюски). В Скидегейте и Массете из-за упадка рыбной и лесной промышленности — сильная безработица, миграция в другие районы. Ведут традиционный промысел лосося, сбор водорослей с сельдяной икрой. У современных хайда сохраняются пережитки матрилинейно-родовых структур и рангового деления, некоторые обычаи; значительна социальная роль церкви. У хайда Массета сохранились поминальный потлач, церемониальный дарообмен и наделение родовыми именами, линиджная экзогамия (11 линиджей обеих фратрий), наследственные вожди, родственная взаимопомощь (ныне — через билатеральные связи между семьями). В Хайдабурге традиционная элита эволюционировала в муниципальную и корпоративную бюрократию. Хайда США вместе с тлинкитами участвовали в создании «Туземного братства Аляски» (1912) и параллельной женской организации «Туземного сестринства Аляски», входят в Хайда-тлинкитский центральный совет и являются акционерами корпорации «Сиаляска» (см. Тлинкиты) и «Корпорации Хайда» в Хайдабурге, которые управляют землями (лесными массивами), полученными в виде компенсации от правительства в 1971. Хайда Канады входят в организацию индейцев рыбаков «Туземное братство Британской Колумбии». В 1980-е гг. возросла их политическая активность (борьба за возврат земель и против монополий), общины Массет и Скидегейт образовали совместный «Совет нации хайда».

С 1970-х гг. возрождается традиционная культура хайда (резьба по дереву, танцы, язык). В Массете и Скидегейте известны случаи строительства традиционных домов и тотемных столбов, изготовления каноэ.

© 2008—2017 Etnolog.ru