Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Хопи

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

Хопи. Участники церемонии, изображающие качина. 1893 г.
ХОПИ (самоназвание — «добрые, хорошие»), мокви (самоназвание), индейский народ группы пуэбло в США (резервация Хопи на северо-востоке штата Аризона, окружённая резервацией навахо). Численность около 7 тыс. человек. Живут в 12 поселениях, расположенных главным образом на трёх так называемых месах (испанское «стол») — горных отрогах, образующих узкие плато. Язык хопи юто-ацтекской семьи. Распространены испанский и английский языки. Хопи придерживаются традиционных верований.

Хопи мигрировали в район Большого Каньона с запада из пустыни Мохаве и предгорий Южной Сьерра-Невады. Жили в долине реки Литл-Колорадо, испытывали давление навахо. Традиционное занятие — заливное и поливное террасное ручное земледелие (маис, бобовые, тыквы). Высоко развиты были производство расписной керамики и настенная роспись. Единственные среди индейцев Северной Америки использовали как топливо каменный уголь, добывавшийся до XVII века (открытые и подземные разработки). Хопи жили в поселениях-пуэбло, делились на матрилинейные экзогамные роды и линиджи, объединённые в безымянные фратрии. Существовали ритуальные общества, культовые подземные и полуподземные прямоугольные постройки-кивы, стоящие отдельно от жилищ. Основная социальная единица — домохозяйство, составляющее большую матрилинейную семью. В XX веке распространилась малая семья с неолокальным брачным поселением. Каждое селение было автономно, владело землёй, поделённой между живущими в нём родовыми группами; за её пределами каждый человек мог иметь землю до тех пор, пока он её обрабатывает. Потестарная организация была основана на власти вождей селений и жрецов. Из культов наиболее развиты культы бога солнца и духов предков (качина). Распространены церемонии с масками или деревянными куклами-качина.

Контакты с испанцами с 1540. Христианизации подверглась только часть хопи. После восстания пуэбло 1680 испанские карательные походы против хопи были отбиты. Испанцы фактически утратили контроль над хопи. Верное католичеству село Аватоми было уничтожено в 1700—01. Относительная изоляция хопи сохранялась до XIX века. В конце XVII века после неудачного антииспанского восстания на территорию хопи мигрировала часть южных тева, которые, образовав группу хопи-тева, сохранили свой язык. Прикрывая с севера так называемую 1-ю месу, хопи-тева обеспечивали внешние контакты расположенных на ней селений хопи в качестве воинов и переводчиков (с навахо и английского языков). Современные хопи-тева живут в 2 поселениях, насчитывают свыше 400 человек, трёхъязычны (тева, хопи, английский языки).

В XVII века хопи заимствовали у испанцев домашних животных (лошади, овцы, ослы; в XX веке традиционное овцеводство вытеснено разведением крупного рогатого скота), использование железа, садоводство (персики, абрикосы). В конце XIX века переняли у навахо технику обработки серебра.

В XIX веке хопи подвергались нападениям охотников за рабами (мексиканцев, апачей, навахо), в 1850 просили защиты от навахо у США. В 1882 была создана резервация хопи, около половины которой впоследствии была занята навахо. С рубежа XIX—XX вв. хопи переживали внутренние конфликты, борьбу консервативной и проамериканской партий. С 1935 имеют выборный племенной совет. В результате долгой борьбы за возвращение земель, занятых навахо, в 1962 резервация хопи была поделена на собственно резервацию и зону совместного пользования хопи и навахо. У современных хопи преобладает работа по найму. Сохраняется традиционное узорное ткачество на вертикальных станках, изготовление расписной керамики и др., традиционный церемониальный цикл, кивы, ритуальные общества, авторитет вождей и жречества. Сильно традиционалистское течение, находящееся в оппозиции к племенному совету и противодействующее аккультурации. Для идеологии традиционалистов характерна сакрализация земли, в том числе этнической территории хопи («священный дом народа хопи»). Они выступают против разработки угля на священном плато Блэк-Меса.

© 2008—2017 Etnolog.ru