Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Хуастеки
Страны проживания: Мексика
Регион проживания: Северная Америка
ХУАСТЕКИ, уастеки, тенек (самоназвание), тоуэйо (на языке науатль — «наш сосед»), индейский народ, один из народов майя в Мексике. Численность 90 тыс. человек. Живут чересполосно с ацтеками и отоми в горных районах штата Сан-Луис-Потоси, на севере штата Веракрус, юге штата Тамаулипас и севере штата Идальго. Говорят на языке хуастек, близком к языку чонталей и майя-юкатеков. Существуют три диалекта (соответствующие субэтническим группам): потосино, тантоюка (или веракрусано) и сьерра-отонтепек. Большинство говорит также по-испански. Верующие — формально католики.
До испанского завоевания были расселены шире, включая побережье Мексиканского залива, низовья рек Пануко и Тампико и северо-восток современных штатов Керетаро и Пуэбла. Отличны по культуре от других народов майя, по лингвистическим данным, отделились от них на рубеже 2—1-го тысячелетий до нашей эры, оставшись в бассейне реки Пануко, когда остальные майя мигрировали на юг. По культуре близки к соседним народам — ацтекам и тотонакам. В 1-м тысячелетии испытали влияние цивилизаций Теотиуакана и Эль Тахина, в XX—XV вв. имели государственные центры — Тамуин, Танток, Тепецитла, Танкануиц и др. С развитой гражданской и культовой архитектурой, монументальной скульптурой, прикладным искусством (керамика, резьба по раковине и др.). Воевали с ацтеками, в конце XV века покорены ими. Оказали упорное сопротивление испанскому завоеванию, в начале XVI века около 4 тыс. человек были проданы в рабство на Антилы. В XVI—XIX вв. неоднократно восставали против испанцев.
Традиционные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, овощи, фрукты, на продажу — кофе, хенекен, сахарный тростник), охота, рыболовство, собирательство (амарант, дикий мёд, плоды пальм, креветки), пчеловодство. Занимаются разведением домашней птицы (куры, индейки), местами — коров, лошадей, овец, мулов. Распространена работа по найму в сельском хозяйстве, в горнодобывающей промышленности и на нефтяных промыслах, в городах. Развиты плетение из хенекена, соломы, пальмовых листьев (корзины, шляпы, циновки, сумки), обработка дерева, у потосино и веракрусано — изготовление керамики (сосуды для воды, курильницы и др.); ручным ткачеством занимаются только женщины старшего поколения. Традиционное жилище круглое в плане, однокамерное, с высокой конической крышей из соломы или пальмовых листьев, отдельно строят кухни и зернохранилища, в Сьерра-Отонтепек — паровые бани. До XX века были распространены общинные дома. Современное жилище и мужская одежда общемексиканского типа. Женщины носят белые рубахи, заправленные в длинные тёмные запашные или сшитые юбки, белые орнаментированные кечкемитли, тканые сумки на длинном шнуре, в волосы вплетают ленты, у потосино разноцветные связки пряжи выкладывают на голове венком. Пожилые женщины в отдалённых деревнях ходят обнажёнными до пояса. До XVIII века практиковались искусственная деформация головы, татуировка лица и тела.
Современная семья малая, местами — большая, встречается полигиния. Счёт родства в основном патрилинейный, брак патрилокальный. Местами сохраняются элементы родовой организации, патронимии, кросскузенные браки. Община возглавляется советом старейшин. Сохраняются пережитки дохристианских верований: культы богов солнца, луны, молнии, кукурузы, дождя, пещер, предков, колдовство, знахарство, поминальные обряды, жертвоприношения, освящение перед севом початков, ритуальные танцы (из них характерен танец Орлов — «Воладор», заимствованный у тотонаков) и танцы эпохи Конкисты («Мавры», «Кортес» и др.).
|