Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Хупа

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

ХУПА (от названия территории хупа на языке юрок), индейский народ группы тихоокеанских атапасков в США. Живут в основном в резервации Хупа-Вэлли в долине реки Тринити на северо-западе штата Калифорния. Численность свыше 1,1 тыс. человек. Язык хупа, вытесняется английским языком. Хупа — христиане, часть сохраняет традиционные верования.

По лингвистическим данным, мигрировали с севера около второй половины 1-го тысячелетия. Общего самоназвания не имели, но обладали этническим самосознанием. Традиционная культура типична для индейцев Северо-Западной Калифорнии (см. Индейцы), близка к культуре юрок и карок, с которыми хупа поддерживали тесные контакты. С хупа также соседствовали близкородственные группы чилула, вилкут и др., остатки которых (кроме вилкут) были впоследствии ассимилированы хупа. Традиционное хозяйство основано на рыболовстве (лосось) и собирательстве (жёлуди). Жёлуди меняли на сушёные водоросли у прибрежных юрок. Охота (олень) имела подсобное значение. Выращивали табак. Ремёсла — плетение корзин, обработка дерева (главным образом кедра) и оленьего рога (ложки и украшенные геометрическим орнаментом кошельки для раковин денталиум). У юрок приобретали долблёнки-каноэ. Жили оседло (кроме короткого периода сбора желудей осенью) в 12 поселениях по реке Тринити. Основная социальная единица — малая семья. Жилище семьи прямоугольное из кедровых досок с круглым входом. Родственники по мужской линии семьи объединялись в группы с общей мужской баней-парильней, выполнявшей функции мужского дома. Деревня насчитывала 50—160 человек, состояла из нескольких групп, не имела единой потестарной организации и постоянных форм взаимопомощи. Была развита наследственная имущественная дифференциация, определявшая социальный статус. Богатые люди были неформальными лидерами среди родичей. Богатство воплощалось в связках раковин денталиум, служивших меновым эквивалентом, шкурах оленей-альбиносов или другой необычной расцветки, крупных лезвиях из привозного красного и чёрного обсидиана, красных скальпах дятлов, приклееных к полоскам кожи. Существовала индивидуальная собственность на промысловые угодья, долговое рабство и система штрафов-компенсаций за ущерб. Основная церемония — ритуал «Обновление мира», сопровождавшийся демонстрацией богатств и плясками Белого Оленя и Прыжков; также характерны праздники первых плодов, промысловые культы, анимизм, шаманизм. Среди мифологических персонажей — предшественники людей, народ кыхынай, и культурный герой Потерянный-через-океан.

Благодаря изолированности района обитания хупа, он избежал интенсивной колонизации, и хупа не пережили демографического шока. Доконтактная численность хупа примерно равна современной. Регулярные контакты с американцами — с 1850, после открытия золота в верховьях реки Тринити. В 1864—76 для хупа была создана крупнейшая в Калифорнии резервация, в которую вошла значительная часть их традиционной территории и откуда белые были выселены с компенсацией. Хупа не были охвачены индейскими мессианистскими движениями второй половины XIX века («Пляска духа» и др.). Постепенно перешли к земледелию и скотоводству, которые дополнялись работой по найму на лесозаготовках и фермах белых. С середины XX века основной источник средств существования хупа — лесозаготовки (работа по найму и продажа лесных угодий на территории резервации). Уровень жизни выше, чем у большинства индейцев Калифорнии. Имеют самоуправление (племенной совет). Сохранили этническое самосознание. Предпринимаются попытки возрождения традиционной культуры (ремёсла и др.).

© 2008—2017 Etnolog.ru