Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Качин

Страны проживания: Мьянма, Китай
Регион проживания: Азия

КАЧИН (мьянманское, «дикие горцы»), цзинпо (китайское), джингпо, чжингпхо (самоназвание), народ в Мьянме (национальная область Качин) и Китае (провинция Юньнань, главным образом автономный округ Дэхун). Живут также небольшими группами в Таиланде (где их называют акха), Лаосе (хкахку), северо-восточной Индии (синпо). В Китае выделяются группы цзайва чашань (самоназвание — лаци), лансу (самоназвание — ланъэ). К качин близки группы аци, лаши и мару, живущие вдоль мьянмано-китайской границы. Численность 810 тыс. человек, в том числе в Мьянме 675 тыс., Китае 100 тыс. человек. Говорят на качинском языке, или цзинпо центральной группы сино-тибетской семьи. Письменность на основе латинского алфавита. Придерживаются в основном традиционных верований, часть верующих — буддисты, есть христиане (баптисты).

Предки качин вместе с другими тибето-мьянманскими племенами обитали на востоке Тибета. В VIII—IX вв. началось их продвижение на юг. Новая волна миграций XIII—XVII вв. привела к столкновениям с обитавшими здесь тайскими народами. В XVII—XIX вв. племенные вожди качин облагали поборами земледельческое население и торговые караваны. После завоевания Мьянмой независимости (1948) качин получили автономию. Усилились процессы этнической консолидации.

Основное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (основная культура — рис, выращиваются также кукуруза, бобовые, сезам, джут, кофе, чай, сахарный тростник, табак, индиго, хлопок, овощи, фрукты). Лес под пашню вырубается ножом (дах). Существуют собирательство, охота и рыболовство. Разводят скот (крупный рогатый скот, лошади, козы), который забивают главным образом для жертвоприношений. Развиты домашнее прядение и ткачество, плетение, кузнечное и ювелирное ремёсла. Многие качин заняты на лесоразработках, государственных плантациях и промышленных предприятиях.

Деревни населялись соседской общиной, состоявшей из родовых сегментов и управлявшейся дува или советом старейшин, включавшим главы семей. Брак патрилокальный, у дува существовала полигиния. По традиции добрачные половые связи молодёжи разрешаются и даже поощряются, считается предпочтительным жениться на женщине, уже имеющей ребёнка.

Распространены выкуп или отработки (от трёх до девяти лет) за невесту, обычай умыкания.

Традиционные поселения обносились частоколом. Сохраняются длинные дома, населяемые большой семьёй (хтингоо), главным образом в среде бывших землевладельцев. Дома строятся из досок или бамбука, с двускатной крышей из пальмовых листьев. Дом имеет алтарь и 3 входа: общий, гостевой (для молодых людей, посещающих взрослых дочерей хозяев дома) и сакральную «дверь духов»; окон в доме нет. Внутри по одну сторону от продольного коридора располагаются помещения для малых семей («групп одного очага»). Дом окружён рабочими верандами и хозяйственными помещениями.

Традиционная мужская одежда — короткая хлопчатобумажная куртка без воротника с узкими рукавами, короткие (до икр) широкие штаны или несшитая одежда типа саронга, кушак и тюрбан; женская — короткая (до талии), обычно чёрная кофта без рукавов, красная юбка типа саронга и тюрбан. Обязательная принадлежность и мужского и женского костюма — квадратная сумка через плечо из домотканой шерсти или сыромятной кожи для бетеля, табака и т. п. Характерны женские нагрудные и наплечные украшения из серебряных бляшек. Обувь обычно не носят. Девушки коротко стригут волосы, замужние женщины отпускают. Распространяется у женщин — мьянманский, у мужчин — шанский костюм.

Пища главным образом растительная — рис, овощи. Из мясной пищи чаще употребляют свинину и курятину.

Традиционные верования — культы духов, предков, в честь которых устраивают ежегодные празднества (манао), сопровождающиеся жертвоприношениями; шаманизм. Развит фольклор (мифы, сказки).

© 2008—2017 Etnolog.ru