Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Кикуйю

Страны проживания: Кения
Регион проживания: Африка

Кикуйю. Старейшины кикуйю.
КИКУЙЮ, гикуйю, агикуйю, народ группы банту в Кении. Расселены в окрестностях города Найроби и в центральных возвышенных районах страны. Численность кикуйю вместе с родственными народами меру, ямбу, мбере около 6 млн. человек. Говорят на языке кикуйю. Большая часть кикуйю придерживается традиционных верований, остальные — христиане (католики и протестанты, среди последних — более англикан, пятидесятников и лютеран).

Кикуйю, как и другие народы Кении, сложились в процессе миграций потоков банту и нилотов, оттеснивших другие народы на юг начиная с XIV века. Кикуйю давно перешли от пастушества к земледелию.

Традиционное занятие — ручное земледелие (сорго, кукуруза, просо, маниок, батат, бобы). Плантационные экспортные культуры: кофе, пшеница, сизаль, сахарный тростник. Издавна широко применяется ирригация и техника террасовых полей по склонам гор и холмам. Как дополнительная отрасль развито скотоводство в пастбищно-отгонной форме. Кикуйю разводят в основном овец и коз и в небольшом количестве содержат крупный рогатый скот, имеющий ограниченное хозяйственное значение, но выполняющий важную роль в традиционной ритуальной сфере (в том числе при инициации молодёжи и в других обрядах системы возрастных классов) и служащий показателем социального престижа владельца стада. Стада жителей поселения выпасают общественные пастухи. По мере истощения ближних пастбищ скот отгоняют всё дальше от поселения.

Несмотря на специализацию домашних производств, ремёсла окончательно не выделились из общего производственного комплекса: и земледелием и скотоводством ремесленники заняты наравне со всеми жителями поселения.

Развиты у кикуйю выплавка железа и кузнечное дело — изготовление оружия, мотыг, ножей, бритв, украшений; это исключительно мужское занятие. Гончарство (лепная керамика) достигла у кикуйю такой высокой степени специализации, что постепенно это ремесло сосредоточилось в нескольких племенных подразделениях, передаваясь от поколения к поколению по женской линии. Женщины занимаются гончарством в качестве дополнительной деятельности, когда свободны от их основной земледельческой работы. Плетением циновок, мешков, корзин, разной мелкой утвари занимаются старики обоих полов.

У современных кикуйю распространено фермерское хозяйство, а также сельскохозяйственные кооперативы типа акционерных предприятий. Процесс переустройства традиционного хозяйства осложнён перенаселённостью этнической территории кикуйю. В городах кикуйю составляют значительный процент работающих по найму, интеллигенции и зажиточных слоёв.

Скот даёт кикуйю не только продукты питания, но и материал для одежды, т. к. традиционный костюм кикуйю — накидка из шкур, почему обработка шкур и дубление кож вполне заменили у кикуйю ткачество. Мужская накидка более грубая, женская отличается мягкостью и тонкостью.

Традиционное жилище кикуйю — тукуль — круглая в плане хижина из заплетённых ветками жердей с конической соломенной крышей. Семья у кикуйю совпадает с домохозяйством «мбари» или «ньомба» (дом) — это ряд хижин, зернохранилище и загородка для скота, обнесённые живой изгородью из колючего кустарника.

Большая патриархальная семья включает главу семьи, его жену, их неженатых детей и семьи их женатых детей. Это — «мбари», несколько мбари составляют социально-родственное объединение более высокого уровня — клан «мохерега», достигающий по численности 100 членов и более. Клан не локализован, но связи в нём прочные. Основной механизм действия общественной организации в циклической системе возрастных классов. Принадлежность к этому институту через инициацию объединяет членов в коллективы, состоящие из лиц одного социального возраста. Групповой признак всего возрастного подразделения от момента инициации одинаковый для всех его членов, независимо от индивидуального биологического возраста. Возрастные подразделения — подвижные группы, мобилизующиеся по мере общественной необходимости. Они участвуют в строительстве домов, выкапывании колодцев, сооружении оград, строительстве мостов и расчистке дорог. В мирное время возрастные группы воинов заняты строительством, выпасом скота, обработкой полей. Во время войны — это ядро войска.

Во всех племенах кикуйю власть находится у советов старейшин определённого поколения, существует иерархия этих советов, избираемых взрослыми членами общества на определённый срок в рамках системы возрастных классов. Разделение труда в обществе кикуйю таким образом подчинено принципам пола и возраста, начиная с семьи, где дети участвуют в домашнем хозяйстве с раннего возраста. В земледелии существует как кооперация мужчин и женщин, так и разделение в отдельных видах труда. Мужчины корчуют пни, вырубают деревья и кустарники, вскапывают целину, женщины рыхлят землю под посев. Сев — общее дело. Существует разделение труда в обработке разных культур: мужчины сажают бананы, ямс, батат, сахарный тростник, табак, а женщины — маис, бобовые, просо. Прополка — совместное дело, но сбор урожая — женское. Выпас и уход за скотом — мужское занятие. В современной жизни система возрастных классов слабо проявляется, уступая место кооперации на базе соседской взаимопомощи.

До колониального периода у кикуйю складывалась частная собственность на обрабатываемые участки земли и орудия труда, что углубило социальное расслоение деревни. В колониальное время сформировался слой батраков-арендаторов, работающих по найму и составивших костяк населения промышленных центров. Политическая эволюция кикуйю шла в общем русле становления этнического и политического самосознания народов Кении. Кикуйю приняли активное участие в тайном религиозно-политическом движении, сыгравшем решающую роль в организации массового вооруженного антиколониального восстания 1952—56 («Мау Мау»).

© 2008—2017 Etnolog.ru