Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Конго

Страны проживания: Демократическая Республика Конго, Ангола, Республика Конго, Габон, Уганда, Сан-Томе и Принсипи
Регион проживания: Африка

Конго. Школьница из Браззавиля.
КОНГО, баконго, народ группы банту в Демократической Республике Конго, Анголе, Республике Конго, Габоне, Уганде, Сан-Томе и Принсипи. Живут в нижнем течении реки Конго. Общая численность 9,2 млн. человек, в том числе в Демократической Республике Конго 6,6 млн., в Анголе 1,3 млн., в Республике Конго 1,23 млн., в Уганде 40 тыс., в Габоне 15 тыс., в Сан-Томе и Принсипи свыше 2 тыс. человек. Конго населяют один из самых экономически развитых районов Демократической Республики Конго, составляют значительную часть рабочих Демократической Республики Конго, Республики Конго и Анголы, большинство населения крупных городов: Киншасы, Браззавиля, Бома, Матади и др. Субэтнические группы — суди, йомбе, вили и др. Говорят на языке конго; диалекты: бвенде, центральный (кишиконго), северо-восточный, восточный, северо-западный даади, кийомбе, кизомбо. Письменность на киконго на латинской графической основе. Большинство конго — католики, есть протестанты. Часть конго придерживается традиционных верований, распространены христианско-африканские секты (с 1921 кимбангизм в Демократической Республике Конго; в 30—50-е годы — матсванизм; в 30-е гг. в Конго — «миссия чёрных» Симона Мпади; в 50-е гг. в Анголе — «чёрного пророка» Току).

Предки конго переселялись на современную территорию несколькими волнами, очевидно, с востока, с плато Катанга по притокам реки Конго. Консолидация в единый этнос проходила в рамках государственного образования Конго (XIII — начало XVIII вв.). Христианство пришло в Конго в конце XV века; в начале XVI века создан диоцез с епископом Энрике, сыном правителя Конго, во главе. На рубеже XVII—XVIII вв. на базе католицизма возникла «антонианская ересь», ставшая идеологией народного движения. Вторичная христианизация конго (после распада государства в начале XVIII века) — XIX век.

Традиционные занятия — тропическое переложное ручное земледелие (сорго, фасоль, бобы, батат, ямс, арахис, табак, пальмы — масличная, кокосовая, с начала XVII века — кукуруза и маниок), охота (в средние века и на морского зверя — ламантина), морское и речное рыболовство. Скотоводство (козы, свиньи) и птицеводство были развиты слабо. До распространения отходничества соблюдалось традиционное половозрастное разделение труда. Традиционные ремёсла — ткацкое (из волокон пальмы-рафии и трав на горизонтальном станке), кузнечное и металлургия (особо престижные), плетение и гончарство (женские, орнамент геометрический, иногда изображения животных), резьба по дереву (в том числе изготовление лодок-однодеревок, вмещавших 100 человек). Существовали денежные эквиваленты — раковины (нзимбу, собственность двора верховного правителя) и куски ткани (макута).

Традиционное поселение — деревня (либатта) уличной планировки, из прямоугольных однокамерных построек с двускатной крышей. В XV—XVIII вв. были и города (мбанза), крупнейший из них — Мбанза-Конго (Сан-Сальвадор) с населением более 70 000 человек в XVI веке.

Традиционная одежда знати — типа туники до колен и накидка через одно плечо у мужчин, три юбки разной длины и накидка до пояса у женщин. Обувь (сандалии, сапоги) и головные уборы (остроконечные шапки) носила только знать. Украшения — браслеты, бусы, булавки в причёсках. Одежда рядовых конго — поясная (типа саронга), набедренные повязки. Современные конго носят европейскую одежду, в Демократической Республике Конго среди женщин распространяются длинные платья и юбки в сочетании с головным платком.

До конца XIX века сохранялся род (канда), носивший имя прародительницы. Традиционная семья — большая полигинная, несколько семей составляли общину, населявшую деревню; ведущую роль в ней играли потомки первопоселенцев.

В основе пищи — густые каши с приправами и соусами (овощными, рыбными, мясными). Из пальмового сока приготовляют вино и пиво.

Верховные божества — богиня земли прародительница Нзамби, бог неба — Нзамби-Мпунгу. Распространён культ предков (бакула), с которым был связан культ «священного царя», злокозненных духов (банкита и мамба) — умерших преступников и колдунов. Культовые центры — «дома бакулу» в деревнях, где хранились реликварии и поддерживался священный огонь, и могилы предков. Характерен анимизм, у северо-восточных конго — духи-покровители скал, деревьев, камней (нкиси-нси), в том числе радуга-змея Мбумба. Делались антропоморфные фетиши нкиси с отверстиями на животе для «кормления».

Сохраняется фольклор: песни, поговорки, басни, притчи, сказки (главным образом этиологические и о животных). Появились профессиональные писатели (в основном франкоязычные), скульпторы, художники; с 30-х гг. XX века возникла живопись в стиле «Пото-Пото» в городе Браззавиле. Музыкальные инструменты — барабаны, клавишные типа ксилофона (маримба), флейты. На основе десакрализации традиционной музыкальной и танцевальной культуры создан «Национальный балет Демократической Республики Конго».

© 2008—2017 Etnolog.ru