Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Литовцы
Страны проживания: Литва
Регион проживания: Европа
ЛИТОВЦЫ, летувяй (самоназвание), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (70,4 тыс. человек), Латвии (34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 млн. человек. Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с XVI века на латинской графической основе. Верующие — главным образом католики.
Основой формирования литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в первой половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав литовцев, — собственно литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в XVI веке субэтническую группу летувинников (литовников).
В IX—XII вв. складываются государственные образования — княжества-«земли»: Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в первой половине XIII века в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со второй половины XIII века — западно-русские земли, к середине XV века — вплоть до Верхнего Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В XIII—XIV вв. Литва вела борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382—98 — Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 единого польско-литовского государства — Речи Посполитой — и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с XVII века.
В 1795—1815 этническая территория литовцев вошла в состав Российской империи. В 1919 образована независимая Литовская республика, в 1940—90 — Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае — Декларацию о государственном суверенитете Литвы.
Основное традиционное занятие литовцев — пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца XVIII века — картофель). Старинные орудия — двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в XIX веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных — полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных — зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в XVI—XIX вв. сменилось на колодное, а в конце XIX — первой половине XX вв. — на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла — ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.
Древнейший тип поселения — деревня с кучевой планировкой, в XVI веке распространилась уличная планировка, в XIX—XX вв. — однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, — однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши — по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с XVI века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.
К XIX веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре — нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально — единственным очагом в доме), по сторонам — жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками. Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома — кухня с сенями, с одной стороны от них — общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой — спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В первой половине XX века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.
Традиционная женская одежда — длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2—3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам — безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда — на твёрдой основе, замужние женщины — полотенчатый убор-намитку. Со второй половины XIX века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда — покрывало-скара, зимой — сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.
Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь литовцев — лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни — сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т. п.
Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца XVIII — начала XIX вв. широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.
В литовской деревне были сильны общинные традиции — помочи (галка), сябровство, посиделки и т. п. До XIII—XIV вв. преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.
В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т. п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора — песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала XX века устраиваются праздники песен, вселитовские — с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки «Эгле — королева ужей»). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).
|