Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Лужичане
Страны проживания: Германия
Регион проживания: Европа
ЛУЖИЧАНЕ, сорбы, венды, лужицкие сербы (самоназвание — сербья, сербски люд), народ на востоке Германии, в бассейне верхней и средней Шпре (Котбусский и Дрезденский округа). Численность 100 тыс. человек. Язык западно-славянской подгруппы славянской группы индоевропейской семьи с двумя группами говоров — верхнелужицкими и нижнелужицкими. Имеется 2 литературных языка: верхнелужицкий и нижнелужицкий. Распространён также немецкий язык. Подавляющее большинство верующих — лютеране, есть католики. Лужичане живут смешанно с немцами, более компактно расселены лужичане-католики (в окрестностях города Бауцен, в Виттихенау и в районе Каменца).
Лужичане — потомки некогда многочисленных полабских славян (сербы, мильчане, нишане, гломачи, лужичане и др.), земли которых к концу X века были захвачены немецкими феодалами и со временем заселены немецкими колонистами. Лужичане были обращены в христианство. К XV веку сформировались исторические области Нижняя Лужица на земле лужичан и Верхняя Лужица, или Будишинская земля (от главного города Будишин, современный Бауцен), на земле мильчан, с XIV века — в составе Чешского королевства, с 1526 — Габсбургской империи, с 1635 — Саксонии, в 1815 — поделены между Пруссией (Нижняя Лужица и часть Верхней с городом Гёрлиц) и Саксонией (Верхняя Лужица с городом Бауцен).
К XX веку лужичане населяли 2 изолированных района: Нижняя Лужица, с центром в городе Котбус, и Верхняя Лужица, с центром в городе Бауцен. Несмотря на многовековую как естественную, так и насильственную ассимиляцию, лужичане сохранили родной язык и некоторые особенности культуры. Современные лужичане пользуются культурной автономией.
Традиционные занятия — пашенное земледелие (рожь, сахарная свёкла) и животноводство. В Нижней Лужице, особенно в исторической области Шпревальд, развиты огородничество, садоводство, луговодство. Традиционные ремёсла — ткачество, гончарство и др. Развита горнодобывающая, керамическая и стекольная промышленность.
Древнейший тип поселения — круговой планировки, характерна также кучевая планировка, в немецких областях — уличная, в Нижней Лужице — хуторская. Дом и хозяйственные постройки окружает замкнутый, с высокими воротами (Верхняя Лужица) или открытый (Нижняя Лужица) двор. Своеобразие сохранил Шпревальд — дома здесь тянутся вдоль каналов, через которые перекинуты мостики, у каждой усадьбы имеется своя пристань на отводном канале, т. к. летом главным средством передвижения служит лодка. Местами сохранился древний тип срубного одноэтажного дома, объединяющего под одной крышей жилое и хозяйственное помещения. Характерны также дома рамной (фахверковой) конструкции (особенно в Верхней Лужице) и двухэтажные: первый этаж срубный (теперь в основном кирпичный), второй — каркасный, крыши черепичные. Во внутренней планировке сохраняется трёхчастное деление, близкое к планировке восточнославянских жилищ.
Традиционный мужской костюм утрачен. Народный женский костюм повседневно носят лишь в отдельных местностях; широко используется как праздничная и свадебная одежда. Выделяют 4 основных варианта костюма: района Хойерсверды, Шлайфе, Каменц-Баутценского и Нижние Лужицы (Шпревальд и окрестности Котбуса). Основные общие элементы: одна или несколько сборчатых (в Шлайфе — плиссированных) юбок, кофта, корсаж, передник. Разнообразны головные уборы: различной формы чепцы и по-разному повязываемые платки.
В лужицкой кухне ощущается немецкое влияние.
Традиционные блюда: картофель, каши (ячменная, просяная, гречневая), супы (пивной, молочный, колбасный, из пахтанья), грибы, овощи; по праздникам употребляли мясные блюда (кровяные и ливерные колбасы, свинина, говядина).
Сохранилось народное прикладное искусство: роспись пасхальных яиц (писанки), плетение кружев, изготовление пряничных досок, пёстрая керамика, в меньшей степени — художественное ткачество (набойка) и вышивка.
Развит словесный (сказки, исторические легенды, поговорки) и музыкальный фольклор. Письменность на основе латинской графики возникла в XVI веке в связи с распространением лютеранства. В период национального возрождения середина XIX века сформировалась профессиональная культура.
|