Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Манси
Страны проживания: Россия
Регион проживания: Европа
МАНСИ (самоназвание — «человек»), вогулы, народ в Российской Федерации, коренное население Ханты-Мансийского АО Тюменской области (в бассейне реки Обь, главным образом по её левым притокам Конда, Северная Сосьва и др.). Около 100 человек живёт на северо-востоке Свердловской области. Численность в России — 8,3 тыс. человек, из них в Ханты-Мансийском АО — свыше 6,5 тыс. человек. Родственны хантам, с которыми объединяются под названием обские угры. Говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской семьи. Свыше 60% манси считают родным русский язык. Письменность с 1931 на основе латинского, с 1937 — на основе русского алфавита. Выделяются этнографические группы: северная, с сосьвинским и верхнелозьвинским диалектами; южная, или тавдинская; восточная с кондинским диалектом; западная с пелымским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Литературный язык на основе сосьвинского диалекта.
Верующие — православные. Сохраняются традиционные верования.
Как этническая общность манси сложились, вероятно, в 1-м тысячелетии нашей эры на основе аборигенных племён Прикамья, Приуралья и Южного Зауралья и угорских племён, пришедших во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Северного Казахстана и Западной Сибири. В первом — первой половине второго тысячелетия нашей эры предки манси были оттеснены коми и русскими на восток за Урал.
Контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, с XI века. По русским письменным источникам известны с конца XI века (вместе с хантами) под именем «югры», а с XIV века — «вогуличи», «вогулы». Ко времени присоединения Сибирского ханства к Русскому государству (конец XVI века) манси жили родо-племенным строем, пережитки которого сохранились вплоть до 1930-х гг. (например, деление на тотемические фратрии Пор и Мось). Официально обращённые в XVIII веке в православие, сохраняют дохристианские верования (развитую мифологию, культ духов-покровителей, предков, медведя, шаманство и др.).
Традиционные занятия — охота, на Оби и в низовьях Северной Сосьвы — рыболовство, в верховьях Лозьвы, Ляпина и Северной Сосьвы — оленеводство (заимствовано в XIII—XIV веках у ненцев), у некоторых групп — земледелие (заимствовано в XVI—XVII веках у русских) и скотоводство (лошади, коровы, овцы), разведение домашней птицы. Передвигались на лодках (иногда с берестяным верхом), лыжах, нартах (в собачьей и оленьей упряжке), в отдельных районах — на санях или особых конных нартах.
За годы советской власти у манси наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства — звероводство, животноводство, овощеводство. Часть манси занята в промышленности. Свыше 45% живёт в городах (1989). Сформировалась собственная интеллигенция.
Поселения были постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы.
Жилище отапливалось и освещалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Для выпечки хлеба вдали от жилищ строили глиняные печи.
Традиционная женская одежда — платье, распашной халат (сатиновый или суконный) и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове — платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.); мужская одежда — рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьих шкур (малица, гусь), охотничья суконная одежда с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Было распространено ткачество из крапивного и конопляного волокна.
Традиционная пища — рыба и мясо в вяленом, сушёном, жаренном на костре, мороженом виде, ягоды. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.
Традиционный посёлок манси населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Брак патрилокальный с элементами матрилокальности. В XIX — начале XX вв. складывается имущественная дифференциация, формируется территориальная община.
Сохраняется богатый фольклор, обрядность (медвежьи праздники и др.).
Традиционная культура и язык в основном сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси.
|