Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Майя

Страны проживания: Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Белиз
Регион проживания: Северная Америка

Майя. Женщина с озера Атитлан. Гватемала.
МАЙЯ, 1. группа индейских народов, живущих на юге Мексики, в Гватемале и прилегающих областях Западного Гондураса, Сальвадора и Белиза. Численность — 4—7 млн. человек. Говорят на языках семьи майя, которую подразделяют на две ветви — майя (в основном в Мексике, в зоне низменностей) и киче (в основном в Гватемале, в зоне гор). Согласно другой классификации, выделяются 4 ветви: 1) язык хуастеков; 2) юкатанская ветвь (язык юкатеков, или собственно майя, лакандонов, мопан); 3) западная ветвь — группы чоль (язык чолей, чорти, чонталей, цельталей, цоцилей) и канхобаль (язык канхобалей, хакальтеков, мочо, чухов, тохолабалей); 4) восточная ветвь — группы маме (язык маме, ишилей, агуакатеков) и киче (язык киче, какчикелей, цутухилей, успантеков, кекчи, покоман, покомчи).

По этногенетическим легендам, майя считали, что их предки приплыли на лодках с севера. Это подтверждается данными лингвистики, согласно которым предки майя мигрировали с севера вдоль побережья Мексиканского залива в горы Чьяпаса и Гватемалы, вероятно, в 4—3-м тысячелетии до нашей эры. По мере продвижения на юг ряд племён осел в штатах Тамаулипас, Веракрус и Табаско; среди них — предки хуастеков, живущие далеко на севере от основной территории майя. Согласно другой точке зрения, майя начали расселяться из горной прародины на северо-западе Гватемалы в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. В конце 2-го тысячелетия до нашей эры в Веракрусе и Табаско (мифическая страна Тамоанчан) майяязычные ольмеки создали первую городскую цивилизацию Мезоамерики, пришедшую в упадок в середине 1-го тысячелетия до нашей эры из-за вторжения варварских племён — предков тотонаков, мише-соке (см. Михе, Соке) и науа (см. Ацтеки), которое разделило хуастеков с остальными майя. В середине 1-го тысячелетия до нашей эры майя горной Гватемалы создали цивилизацию Каминальхуйю. На рубеже нашей эры на основе подсечно-огневого и ирригационного земледелия (основная культура — кукуруза) и традиций ольмеков и Каминальхуйю сложилась классическая цивилизация майя (её ареал в основном совпадает с территорией расселения народов майя). Известны несколько десятков городов-государств (Эль Мирадор, Паленке, Тонина, Пьедрас-Неграс, Иашчилан, Дос Пилас, Сейбаль, Тикаль, Вашактун, Йаашха, Копан, Киригуа, Лубаантун, Цибилчальтун, Ушмаль, Лабна, Эцна, Кабах и др.) с памятниками архитектуры (храмами и дворцами на ступенчатых пирамидах и платформах, площадками для игры в мяч, паровыми банями, обсерваториями, платформами для ритуалов и драматических представлений, арками, акведуками, мощёными дорогами, укреплениями), монументальной живописью и скульптурой, развитой мелкой пластикой, керамикой (полихромные и резные сосуды с историческими и мифологическими сценами), ювелирным искусством, солнечным календарём, иероглифической письменностью.

Для племён майя характерно деление на дуальные половины и 4 фратрии, отразившееся в структуре власти, поселений, культа, ритуала.

В конце VIII—IX вв. государства майя погибают от нашествий западных племён и внутренних кризисов. Города Чьяпаса, Петена, Южного Юкатана и Белиза покидаются навсегда. В X веке Юкатан завоёвывают пришедшие из Табаско и Южного Кампече тольтеки и союзные им майяязычные племена ица и тутуль шив, горную Гватемалу — племена ветви киче. Древняя культура майя продолжает развиваться в государствах Юкатана и горной Гватемалы, испытывая сильное влияние центрально-мексиканской культуры, проводником которого были тольтеки. В конце XIV века образуются крупные государства киче (столица в Кумаркаах) и чонталей (столицы — Потончан и Ицамканак). В начале-середине XVI века государство майя завоёвывают испанцы. Последнее независимое государство ица (на озере Петен-Ица в Северной Гватемале) завоёвано в 1697.

Современные майя в сельской местности сохраняют традиционную культуру, типичную для индейцев Мезоамерики (см. Индейцы). Основное традиционное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие. Сохраняются примитивные земледельческие орудия (заострённая палка, которой делают лунки для семян, топор-мачете для рубки деревьев). На орошаемых полях вблизи городов распространяется плуг. Развиты традиционное пчеловодство (особенно на Юкатане), разведение домашней птицы (индюки, после испанского завоевания — куры), охота (в удалённых деревнях сохраняется охота на птиц и обезьян с духовой трубкой, коллективная загонная охота на оленей и пекари), собирательство (дикий мёд, орехи, плоды, моллюски), рыболовство. Разводят также коров, свиней, лошадей, коз, мулов, ослов, в горах — овец. Традиционные ремёсла: гончарство, вышивка, плетение, плотничество, резьба по дереву, в горах — узорное ткачество на вертикальных ручных станках, производство украшений, музыкальных инструментов, лодок, черепицы, адобов. Работают по найму на плантациях кофе, заняты в соляном промысле, добыче и обжиге известняка, рыболовных и лесных промыслах (сбор смолы-чикле, заготовка ценной древесины), в сфере обслуживания и в промышленности. Женщины нанимаются прислугой в города.

Поселения типичны для индейцев Мезоамерики, некоторые сохраняют древнее деление на 4 автономных, иногда эндогамных или экзогамных квартала (пережиток фратриального деления). Преобладает прямоугольное жилище из жердей, тростника, соломы с высокой двух- или четырёхскатной соломенной или из пальмовых листьев крышей, часто белёное изнутри и снаружи, в горах часто на каменном цоколе; в посёлках дома строятся в основном из адоба, крыша черепичная. Пол земляной, покрыт циновками. Встречается архаичное овальное в плане жилище. В доме — большой глиняный сосуд для воды, каменная зернотёрка, низкие табуреты, домашний алтарь, в углу — очаг из трёх камней с глиняной сковородой-триподом, во дворе — амбар, кухня. В горных областях встречаются паровые бани.

Традиционная одежда надевается по праздникам: мужские и женские узорные пояса, плащи-серапе, уипили, женские запашные юбки. На Юкатане и в Чьяпасе одежда светлая с красной вышивкой, в горной Гватемале — со сплошным тканым цветным орнаментом.

Основная пища — из маиса с овощами, перцем, какао, мёдом. Мясо — в основном праздничная и ритуальная еда (ели мясо домашних собак). Молока не употребляют.

Для социальной организации характерны религиозно-гражданская иерархия, система ритуальных братств (кофрадий), компадрасго. В изолированных районах сохраняются большие и расширенные патрилинейные семьи, патрилиниджи, общинная эндогамия, встречаются полигиния, временная матрилокальность брачного поселения, кросскузенные браки, отработки за невесту. Общину составляет население деревень и хуторов, примыкающих к административному, культовому и торговому центру — посёлку-пуэбло.

Дохристианские культы и верования тесно переплелись с католицизмом: культы гор, пещер, колодцев, креста и священных деревьев в центре поселений (в низменностях — сейба, в горах — кедр), связанные с культом предков и богов дождя, аграрная и поминальная обрядность (жертвоприношения и моления на полях, в пещерах и у колодцев, обряды вызывания дождя), нагуализм, шаманизм, колдовство, знахарство. В удалённых областях сохраняются погребения под полом жилищ, погребения детей и старейшин в пещерах. В ритуалах пользуются древнемайяским календарём. По католическим праздникам — театрализованные представления, танцы в масках на сюжеты традиционного и староиспанского фольклора. Сохраняют мифологию, песни, легенды, сказки, танцы.

Современные майя, особенно в городах, ассимилируются ладинами и креолами.

2. Собственно майя, майя Юкатана, юкатеки, древнейшее самоназвание — ах-кех («охотники на оленей»), масеуалоб (от масеуалли на языке науа), индейский народ, один из народов майя, коренное население полуострова Юкатан (в штатах Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо в Мексике, в Белизе и в департаменте Петен в Гватемале). Численность в Мексике 670 тыс. человек, Гватемале — 5 тыс. человек, Белизе, вместе с мопан — 25 тыс. человек. Говорят на языке майя. Выделяются диалектные группы санта-крус и икомче в Кинтана-Роо, и ица в Гватемале (потомки переселенцев XII века из Чичен-Ицы). Близки к майя по языку мопан на юге Белиза и лакандоны. Более 60% владеют также испанским языком. Формально католики, сохраняются традиционные верования.

Земледельческие племена майя пришли на Юкатан в начале — середине 1-го тысячелетия до нашей эры, где, по-видимому, смешались с местными племенами охотников и собирателей. Расцвет городов-государств на Юкатане (Ушмаль, Сайиль, Лабна, Кабах, Эцна, Ошкинток, Цибилчальтун, Чичен-Ица, Коба, Тулум и др.) начался в VI—VII вв. В X веке Юкатан был завоёван пришедшими с запада майяязычными племенами ица и тутуль шив под предводительством тольтеков. Они основали государство со столицей в Чичен-Ица, в конце XII века павшее в результате междуусобной войны. В XIII—XV вв. на Юкатане доминировал майяпан, после падения которого в 1441 Юкатан распался на ряд независимых враждующих государств. В городах развивались науки и искусства, имелись библиотеки иероглифических книг. В 1541—46, после ожесточённого сопротивления, майя были покорены испанцами (столица ица на озере Петен-Ица пала только в 1697). Государственность и культура майя разрушена, майя насильно христианизированы. Впоследствии они неоднократно восставали. С 1847 по 1915 участвовали в «войне рас» против мексиканского правительства. Пленных майя отправляли на сахарные плантации Кубы. После поражения часть майя ушла в леса Кинтана-Роо (где группа санта-крус сохраняла независимость до 1930-х гг.) и Белиза. В настоящее время майя составляют большинство сельского населения Юкатана. Наиболее ассимилированы на севере полуострова.

Основное занятие — подсечно-огневое ручное земледелие (маис, фасоль, тыквы, ямс, батат, томаты, перец-чиле, дыни и др., в садах у домов — фрукты, овощи, табак). На мильпах (кукурузных полях) работают в основном мужчины, в садах — женщины. Разводят кур, индеек, коз, ослов, коров. Существуют морское и речное рыболовство и собирательство, во внутренних областях сохраняется охота, в том числе с духовой трубкой, иногда — коллективная охота. Развито пчеловодство, в дождливый сезон — добыча смолы-чикле. Развито плетение, обработка кожи, изготовление украшений и гребней из раковин и черепашьего панциря. Материальная культура типична для народов майя.

Деревни насчитывают 15—30, в Кинтана-Роо — 4—30 хижин. Жилище одно- и двухкамерное, часто на невысокой платформе, прямоугольное, иногда с закруглёнными концами, с двумя входами по длинным сторонам, двускатной соломенной крышей, переходящей в навес.

Женщины носят длинную белую юбку-пик и белый длинный уипиль, по праздникам — с растительным орнаментом, шёлковый. Во внутренних районах Кинтана-Роо носят запашные юбки. Распространены платки, шали, серьги, кольца, бусы.

Семья малая билатеральная, реже большая (расширенная) патрилинейная, встречается полигиния и обычай отработки за невесту, патрилиниджи.

Религия майя — переплетение древних и христианских представлений и обрядов. Боги дождя (чааки), покровители полей и селений (баламы) лесов и дичи (каши) почитаются наряду с христианскими святыми — патронами деревень и линиджей. Сохраняются нагуализм, древние космогонические представления, мифология, культы сенотов (естественных колодцев), пещер, крестов (Говорящий Крест в селе Санто-Ках — оракул и главная святыня санта-крус), священного дерева-сейбы в центре селений. Совершаются ежегодные паломничества на вершины древних пирамид (в Ицмале, Тулуме и др.). Аграрными обрядами (включающими церемонии вызова дождя) руководят шаманы-жрецы ш-мен («те, кто знают»), которые также прорицают, лечат и гадают, используя семена наркотического растения (акации). В ритуалах широко используется алкогольный напиток из коры дерева балче. Часто культ языческих богов отправляют мужчины, католических святых — женщины. Культ креста и святых патронов линиджей отправляется на домашних алтарях и маленьких часовнях. Главные праздники года — день местного патрона, Новый год (в январе или марте), когда устраиваются пиры, танцевальные процессии, пантомимы в масках и театрализованные представления на мифологические и исторические сюжеты (танцы Оленя, Ягуара, Мавры, Кортес и др.). На Новый год в танце Быка, или Свиньи, происходит церемония передачи власти новым ритуально-гражданским лидерам общины.

© 2008—2017 Etnolog.ru