Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Минангкабау
Страны проживания: Индонезия, Малайзия
Регион проживания: Азия
МИНАНГКАБАУ (самоназвание), оранг минангкабоу (индонезийское), уранг паданг, уранг авак (народная этимология — «побеждающий буйвол»; научная — от пинангкабу, «родная земля»), народ в Индонезии, в области Алам-Минангкабау на острове Суматра, основное население провинции Западная Суматра; компактно расселены также в штате Негери-Сембилан в Западной Малайзии; обширная диаспора минангкабау включает многие районы Восточной Суматры, крупные города Индонезии. Численность 7 млн. человек. Минангкабау Негери-Сембилан выделяются в субэтническую группу. Язык минангкабау относится к западно-австронезийской группе австронезийской семьи, диалекты: агам, танах-датар, негери-сембилан, многочисленные сельские говоры; распространены также обе литературные формы малайского языка: индонезийский и малазийский (в Негери-Сембилан). Письменность на основе латинского (с конца XIX века) и арабского алфавитов. Минангкабау — мусульмане-сунниты (с XVII века).
Этническая территория минангкабау (дарэ — «суша», в отличие от рантоу — «расселение» — зоны позднейшего расселения минангкабау на побережье Западной Суматры и низменностей Восточной Суматры) на Падангском нагорье сформировалась окончательно в 1-м тысячелетии нашей эры. С XII—XIII веков минангкабау стали испытывать влияние со стороны индуизированных малайских государств Восточной Суматры, правители которых в XIV веке основали княжество Минангкабау, просуществовавшее до первой половины XIX века.
Экстенсивное хозяйственное освоение Падангского нагорья привело к миграциям и основанию колоний минангкабау за пределами этнической территории. Самая крупная из них (в Негери-Сембилан) возникла в XVII веке. Соперничество государства минангкабау с султанатом Ачех и колонизаторами (португальцами и борьба с голландцами) в XVI—XVIII веках ослабили княжество и привели к конфликту между мусульманскими фундаменталистами и сторонниками материнского обычного права, вылившемуся в вооружённую борьбу 1803—1845 (Движение Падри). В неё вмешались голландцы, завоевавшие княжество в середине XIX века.
Минангкабау приняли активное участие в индонезийском национально-освободительном движении, в складывании общеиндонезийской культуры. Минангкабау широко представлены в высших политических, экономических и культурных кругах Индонезии, относятся к числу наиболее развитых, наряду с яванцами и сундами, народов страны.
Основа хозяйства — пашенное земледелие на заливных полях со специальным севооборотом. В гористых местностях — суходольное ручное подсечно-огневое земледелие: вначале на участке высевается рис, просо, кукуруза, тыквы и др., через год или два — технические культуры (сахарный тростник, перец, кофе, табак, гевея, кокосовая и масличная пальмы и др.). Минангкабау разводят буйволов в качестве тяглового и мясо-молочного скота, крупный рогатый скот и коз на мясо; лошадей как вьючных и верховых животных; есть собаки. Выращивают кур, уток, гусей, особенно бойцовых петухов, а также бойцовых перепелов, декоративных фазанов. Рыболовство — на побережье (морское) и во внутренних водоёмах (включая заливные рисовые поля).
Женские ремёсла (ткачество, плетение, гончарство) исчезают; самодельные ткани изготовляются или на продажу туристам, или для ритуального употребления. Мужчины занимаются плотницким, кузнечным, шорным, лудильным ремёслами, строительством судов. Популярны за пределами Западной Суматры резьба по дереву (на домах, утвари, оружии и др.), кости, рогу, ювелирное ремесло, золототкачество. Развита мелкая торговля (часто в разнос), особенно у молодёжи, которая в соответствии с обычным правом должна покидать родные края на несколько лет для знакомства с миром (мерантоу). Часть минангкабау работает в обрабатывающей и добывающей промышленности.
Минангкабау — один из самых развитых народов мира, сохраняющих материнскую филиацию. Основная форма родственной организации — матрилинидж (паруи), включающий 5 поколений; делится на матрилиниджи более низких уровней: джурэй и самандэй (женщина с детьми и её братья) и объединяется с другими паруи в матрилинейные роды (кампуэнг), утрачивающие экзогамность. Во главе этих родственных организаций стоят старшие мужчины с титулом мамак («брат матери»). Собственником земли и построек является паруи. Каждый из паруи относится к одному из 4 остаточных неэкзогамных матрилинейных родов, в свою очередь объединённых в неэкзогамные дуальные фратрии: Кото-Пилианг и Боди-Чаниаго, возводящих себя к двум мифическим прародителям (культурным героям).
Традиционный брак матрилокальный с элементами дислокальности: до появления детей муж жил в доме своей матери; традиционная семья — расширенная матрилокальная. Современная семья — парная внутри матрилокальной или малая (преимущественно в городах), допустима полигиния; предпочтителен матрилатеральный кросскузенный брак, практикуется сорорат (при запрете левирата). Сохраняются следы бывшего сословно-рангового деления на аристократию (уранг патуи), рядовых общинников (уранг банья) и потомков рабов (буда). Материнско-родовая социальная организация минангкабау вступает в противоречие с исламским правом и современными нормами, принятыми в Индонезии, трансформируется в патрилинейную и малосемейную.
Территориальная община минангкабау (нагари) состоит из нескольких не связанных родством паруи, включая старший паруи первопоселенцев, чей мамак становится старостой деревни (пангхулу).
Поселение (от 1 до 3 тыс. жителей) разбросанное, имеет квартальную планировку. Каждый паруи имеет свой квартал из нескольких больших домов (румах гаданг) и рисовых амбаров. В деревне есть мечеть, религиозная школа, общинный дом (балей), государственная школа.
Традиционный большой дом — свайный, каркасно-столбовой, прямоугольный в плане, с двускатной седлообразной крышей с коньком в виде буйвольных рогов; каркас деревянный, иногда бамбуковый, стены и пол бамбуковые, крыша крыта дранкой из листьев аренговой пальмы. С увеличением числа самандэй к дому пристраивают с боков дополнительные помещения под отдельной крышей. Дома богато украшены резьбой, выкрашены в белый, чёрный и красный цвета, инкрустированы кусочками зеркал.
Распространяется небольшой наземный малосемейный дом общеиндонезийского «тропического» стиля.
Традиционная одежда — хлопковая, белая, чёрная или пёстрая. Мужской костюм состоит из брюк до колен, саронга поверх них, распашной куртки часто синего цвета, шарфа, свободно перекинутого через левое плечо, и головного платка, уложенного наподобие шапочки. Женский костюм включает саронг или несшитый каин, распашную кофту обычно синего цвета с длинными узкими рукавами, шаль (саленданг), используемую или в качестве головного платка, или как наплечную шаль, в том числе для ношения грудных детей.
Основная пища — варёный рис с овощными приправами; часты рыбные и мясные (курятина, буйволятина, говядина) добавления к рису. Едят створоженное буйволиное молоко с солью. Много курят (только мужчины), жуют бетель.
Богат фольклор: на собраниях и праздниках исполняют речитативные народные сказания.
Знамениты танцы со свечами, колокольчиками. Популярны петушиные, перепелиные, сверчковые бои, азартные игры.
Сохраняются вера во вредоносных духов, представления о душе.
В каждом нагари есть колдуны и знахари (дукуны).
|