Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / народы мира / Мундуруку

Мундуруку

Страны проживания: Бразилия
Регион проживания: Южная Америка

МУНДУРУКУ (от названия муравьёв на языке одного из соседних племён), вейдьене (самоназвание — «наши люди»), индейский народ в Центральной Бразилии. Живут к востоку от верхнего течения реки Тапажос и в междуречье Тапажоса и нижней Мадейры. Численность (около 1 тыс. человек) сокращается в результате ассимиляции. Говорят на языке мундуруку (или пари, или карас) макросемьи тупи. Распространён португальский язык. Мундуруку — католики.

В прошлом мундуруку — одно из наиболее сильных и многочисленных племён (в 1819 численность до 18—40 тыс. человек). Контакты с португальцами с 1768. До 1795 нападали на португальские поселения на Амазонке. Впоследствии стали основными союзниками европейцев в Центральной Бразилии. До 1912 (особенно интенсивно до 1850) вели истребительную войну против соседних (кроме апиака) индейских племён (особенно кауахиб и мура), частично инспирированную португальцами, которые снабжали мундуруку ружьями и другими европейскими товарами в обмен на маниоковую муку и каучук. Мундуруку совершали военные экспедиции на расстояние до 800 км, длившиеся иногда более года. Бульшая часть племени, переселившаяся в результате этих походов на средний Тапажос и в низовья Мадейры, к концу XIX века была ассимилирована бразильцами.

У некоторых групп, оставшихся в саваннах верховьев Тапажоса, до 1970-х годов сохранялись черты традиционной культуры — ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, ямс, батат, кукуруза, фасоль, бананы, рис, картофель, сахарный тростник, тыквенные, ананасы, хлопок, перец), в сухой сезон охота, рыболовство, собирательство.

Материальная культура современных мундуруку близка культуре бразильского сельского населения Амазонии. Многие мужчины работают на золотых приисках, сборщиками каучука и пр.

Большая материнская семья живёт в отдельном доме, в прошлом овальном в плане, с крышей, спускавшейся до земли, затем — прямоугольном под двускатной крышей. 2—5 домов стоят вокруг площади, в западной части которой находится мужской дом — огромный открытый навес, обращённый к востоку.

Женатые сыновья вождя деревенской общины со своими семьями продолжают жить вместе с отцом. Несколько десятков патрилинейных тотемических родов образуют две экзогамные фратрии — «белых» и «красных», связанные отношениями ритуального обмена и соперничества.

Мужчины каждой деревни владеют комплектом из трёх священных горнов, связанных с культом предков. До начала XX века была развита охота за головами. Принесённые из похода головы врагов в течение трёх лет являлись объектами культовых действий, затем (утратив магическую силу) хранились в мужском доме. Главный герой мифов мундуруку — первопредок Карусакайбё.

© 2008—2017 Etnolog.ru