Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Монтанье-наскапи
Страны проживания: Канада
Регион проживания: Северная Америка
МОНТАНЬЕ-НАСКАПИ («монтанье» — французское «горцы», «наскапи» — предположительно от «унаскапивак» в диалекте монтанье — «нецивилизованные, не имеющие религии»), индейский народ группы алгонкинов в Канаде (провинции Ньюфаундленд и Квебек). Живут на бульшей части полуострова Лабрадор (кроме его самых северных районов). Численность 18 тыс. человек. Делятся на группы: монтанье (северная часть бассейна реки и залива Святого Лаврентия и восток полуострова Лабрадор), наскапи (север центральной части полуострова Лабрадор до Форт-Шимо у залива Унгава), восточные кри-мистассини (восточная часть бассейна заливов Джеймса и Гудзонова). Говорят на восточных диалектах языка кри. К ним примыкает группа индейцев в районе верхнего течения реки Сен-Морис (юго-западный Квебек), принявшая в 1970-е годы название аттикамек — по наименованию индейцев, обитавших там в XVII веке; говорят на одном из западных диалектов языка кри. Монтанье-наскапи — главным образом католики; бульшая часть восточных кри — англикане, меньшинство — евангелисты, пятидесятники, католики. Сохраняются традиционные верования.
Контакты с европейцами с XVI века. С начала XVII века среди монтанье-наскапи действовали французские миссионеры; с середины XIX века — английские миссионеры среди восточных кри. В XVII—XIX веках вовлечены в торговлю пушниной, изменившей социальную организацию. В XVIII—XIX веках вокруг торговых факторий складываются аморфные полуоседлые группы, состоящие из более мелких промысловых групп. У мистассини в XIX — начале XX вв. промысловая группа (3—5 малых семей) — основная социальная единица, владеющая охотничьей территорией, со своим неформальным лидером. У монтанье на юго-востоке Лабрадора к середине XX века промысловые группы не имели определенной охотничьей территории, стабильных состава и лидерства.
Во второй половине XX века монтанье-наскапи переходят к оседлости в крупных посёлках из сборных домов, часть сочетает работу по найму с зимним трапперством. Традиционные средства транспорта, к которым в начале XX века добавилась заимствованная собачья упряжка, вытеснены в 1970-х годах мотонартами.
Традиционная культура типична для индейцев Субарктики (см. Индейцы). Занимались охотой, рыболовством, отчасти собирательством (на юге у монтанье — дикий виноград, яблоки, ягоды, орехи, кленовый сок).
Характерна высокая сезонная мобильность; кроме берестяного каноэ, тобоггана и снегоступов использовали сани-каноэ (весной по мокрому снегу).
Основная традиционная социальная единица — многосемейная группа (общее жилище, 15—20 человек), зимой они объединялись в группы по 50—70 человек, а те составляли региональные группировки (до 300 человек). Потестарная организация была не развита.
Матрилокальный (предположительно) брак сменился патрилокальным; у мистассини — с кратковременным матрилокальным поселением в первые 3 года брака. Были распространены кросскузенный брак, полигиния, известны сорорат и левират.
Традиционные верования — промысловые культы, шаманство. Существовали мифы о трикстере Джокабише и др. В 1970-е годы сформировалось региональное самоуправление: у восточных кри — Большой совет кри (Квебека) и другие органы, у аттикамеков — Совет аттикамеков-монтанье. Распространено преподавание на родном языке, часть начальных школ контролируется общинами, появляются учителя-индейцы.
|