Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Мори

Страны проживания: Индонезия
Регион проживания: Азия

МОРИ, то мори, народ в Индонезии, на острове Сулавеси. Расселены в области высоких, покрытых лесом, горных хребтов и глубоких долин. Численность вместе с родственными им лалаки и бунгку 240 тыс. человек. Родственны также бутунг и муна. Мори включают несколько субэтнических групп: в окрестностях реки Ла живут молио'а, молонг куни и улу увой; к югу от реки Ла — бату и моики; вокруг озера Матана — матано, тамбе'е, паду и карунси'е (объединяются обычно общим названием — молили). Говорят на языке мори, или аикоа западно-австронезийской группы австронезийской семьи. Мори — христиане-протестанты.

Мори — автохтонное население, испытали влияние соседних бугисов.

Традиционное занятие — выращивание суходольного риса, а также кукурузы, таро и табака; всё большее значение приобретают заливной рис и производство кофе на продажу. Традиционные гончарные, бронзовые и железные изделия вытесняются покупными вещами. Сохраняются лодки с двойным аутригером.

Традиционная социальная организация мори во многом схожа с организацией восточных тораджа, правящий класс — бугисского происхождения. Верховный правитель (дату ри тана) обожествлялся, локальные родственные группы возглавлялись выборными старейшинами, среди свободных существовало имущественное неравенство, потомки рабов были неполноправными членами общества.

Семья малая, многожёнство распространено только среди правящего класса. За невесту платится выкуп. Кузенные браки заключаются только между представителями правящего класса. Брак матрилокальный, затем — неолокальный. Имущество наследуется поровну всеми детьми. Допускаются разводы.

Поселения линейного плана, вытянуты с востока на запад, со святилищем в центре. Дома свайные, прямоугольные в плане, из дерева и бамбука.

Мужская одежда — европейского типа, женская — саронг.

Основная пища — рис.

Сохраняются пережитки традиционных культов — почитание духов предков, вера в богиню риса, бога судьбы и смерти, бога воды и птиц-предсказателей, добрых и злых духов. Умерших заворачивали в саван и оставляли на помосте в течение трёх-пяти лет, знатных хоронили в могилах. Существовал обычай вторичного захоронения в пещерах. По случаю смерти старейшины устраивалась охота за головами. Обращены в христианство в 1930-х годах.

© 2008—2017 Etnolog.ru