Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Оджибве

Страны проживания: Канада, США
Регион проживания: Северная Америка

ОДЖИБВЕ (по самоназванию одной из групп оджибве — очипве), чиппева (название оджибве в США), самоназвание анишшинапе, индейский народ группы алгонкинов в Канаде (в провинциях Манитоба и Онтарио) и США (в штатах Миннесота, Мичиган, Висконсин, Монтана, Северная Дакота). Живут в резервациях. Численность в Канаде 120 тыс. человек, в США 103,8 тыс. человек. Основные группы: северные оджибве (в верховьях рек, впадающих с запада в залив Джеймса и Гудзонов), сото (от французского saulteaux — «люди порогов», к востоку и югу от озера Виннипег до озера Лесное), юго-восточные оджибве (на северном и восточном побережье озера Гурон и к востоку от озера Мичиган) и юго-западные оджибве (в районе южного побережья озера Верхнее). Язык оджибве. Распространён английский язык. Оджибве — в основном христиане (протестанты и католики), иногда с сохранением традиционных верований.

Традиционная культура типична для индейцев Субарктики и северо-востока Северной Америки (см. Индейцы). Традиционные занятия — охота, рыболовство и собирательство. У сото и юго-западных оджибве сохраняется сезонный сбор дикого риса и кленового сока.

В XVII—XVIII веках оджибве втянулись в торговлю мехами с европейцами, товарный промысел пушнины стал основным занятием.

Часть южных групп оджибве занимаются фермерским хозяйством. Многие оджибве работают по найму на фермах, лесозаготовках, рудниках, в сфере обслуживания, растёт миграция в города (в Миннеаполисе около 8 тыс. сото и северных оджибве). Традиционная охота и собирательство сохраняются у северных оджибве.

В XIX веке поселяются в резервациях. В XX веке перешли к оседлости.

У юго-западных оджибве в летних лагерях по сбору риса и кленового сока вигвамы строятся редко.

Группа родственных малых семей составляла общину (20—50 человек) во главе с вождём. Брак патрилокальный, с отработками за невесту, распространяется неолокальный брак. Существовало деление на патрилинейные тотемные роды (кроме северных оджибве). Родовая экзогамия сохранялась у юго-западных оджибве и сото до 1970-х годов. У северных оджибве большие семьи объединялись в полуоседлые охотничьи общины во главе со старейшиной, существовали полигиния, левират, сорорат, кросскузенные браки, у некоторых групп, возможно, матрилинейные роды.

Городские оджибве часто сохраняют обычай родовой взаимопомощи, связь с резервациями.

В 60—70-е годы развивается общинное самоуправление. В Миннесоте 6 резерваций объединились в Миннесотское племя чиппева во главе с выборным советом. Племенные советы других групп объединены в Межплеменной совет Великих озёр.

Традиционные верования — тотемизм, охотничьи культы, культы духов-покровителей и верховного божества Киччи-Манито (у сото и юго-западных оджибве), шаманизм. Существовали мифы о культурном герое Нанабожо и каннибале Виндиго, тайные знахарские общества.

Сохраняются традиционные обряды (танец бубна), народная медицина, игры, ремёсла и искусство.

© 2008—2017 Etnolog.ru