Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Опата

Страны проживания: Мексика
Регион проживания: Северная Америка

ОПАТА, о-бади (на языке пима, возможно, от «о-оп» — «враг» или «о-отам» — «люди»), хоил-ра-уа (самоназвание — «жители деревень»), индитос, индейский народ группы пима на северо-западе Мексики. Численность 6 тыс. человек, в основном метисированы (чистокровных опата около 500 человек). Живут в горных полупустынных районах и долинах рек Сонора, Моктесума и Бависпе в Западных Сьерра-Мадре (штат Сонора). Делятся на группы: тегуима, или собственно опата, эудеве и хова. Говорят на языке опата ветви тара-кахита (сонорской) юто-ацтекской семьи. Распространён также испанский язык. Опата — католики.

До испанского завоевания находились под влиянием культуры пуэбло. Не имели племенной организации. Враждовавшие между собой общины населяли несколько родственных деревень, которые возглавлял совет старейшин и военный вождь. В середине XVII века приняли христианство. Многие переселены в посёлки при миссиях, подверглись ассимиляции, традиционная культура и язык почти утрачены. В XVIII—XIX веках объединились против апачей, совершавших набеги на их земли, в 1820—25 подняли восстание против мексиканского правительства.

Занимаются поливным земледелием (маис, тыквы), охотой, собирательством (плоды кактуса и проч.), разводят коров, домашнюю птицу. Традиционные ремёсла — гончарство, плетение (шляпы, циновки, корзины женщины плетут в полуподземных хижинах-хуках, где не сохнут пальмовые листья; хуки в недавнем прошлом имели ритуальное значение), выделка кожи. Распространяется отходничество и работа по найму на фермах.

Материальная культура в основном креольского типа. Жилище (хакаль) — однокамерное, прямоугольное, из ветвей и связок соломы, обмазанных глиной, с соломенной двускатной или плоской крышей. Характерны хозяйственные навесы на столбах.

Старики носят грубые мокасины (тегуас) и головные полоски.

Семья малая и большая (расширенная), брак неолокальный, счёт родства билинейный.

Сохраняются традиционный фольклор, пережитки дохристианских верований и обрядности: колдовство, аграрные церемонии (например, вызывания дождя, освящения семян перед посевом), обряд дауи-намака (обмен подарками между жителями разных деревень); во время католических праздников применяются трещотки (вместо колоколов), устраиваются театрализованные представления в масках дохристианских и библейских персонажей.

© 2008—2017 Etnolog.ru