Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Памирские народы
Страны проживания: Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Китай
Регион проживания: Азия
ПАМИРСКИЕ НАРОДЫ, группа народов высокогорных долин Западного Памира, входящего в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО) Таджикистана, а также Афганского Бадахшана, Пакистана, Северо-Западного Китая; малочисленны в Иране (в Хорасане). В ГБАО живут язгулемцы (самоназвание — згамик), рушанцы (рыхен, рухни) с локальной группой хуфцев (хуфидж), бартангцы (бартангидж) с локальной группой рошорвцев (рошорвидж), шугнанцы (хугни, хунуни) с локальной группой баджувцев (баджувидж), ишкашимцы (ишкошуми, ишкошими) и ваханцы (хик, вахи). В Таджикистане численность памирских народов в переписях населения после 1926 учитывалась в составе таджиков. В переписи 1989 к одному из памирских народов отнесли себя только 536 человек, однако родным назвали один из памирских языков 101 тыс. человек. В других странах живут около 75 тыс. человек: в Афганском Бадахшане по левобережью Пянджа (рушанцы, шугнанцы, ишкашимцы, зебакцы), в долине Вахандары (ваханцы), в верховьях Пянджа — мунджанцы, в Пакистане — мунджанцы и йидга (в Читрале), ваханцы — в долине реки Хунзы; сарыкольцы, родственные шугнанцам, и ваханцы — в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
При разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1895 проведено Памирское разграничение, по которому левобережные части Рушана, Шугнана, Ишкашима и Вахана отошли к Афганистану, а правобережные были отданы под номинальное управление эмиру Бухарского ханства — вассалу России, а в 1905 на основании неоднократных просьб памирских народов, обусловленных жестоким их угнетением бухарскими чиновниками, они были приняты в подданство России и вошли в Туркестанское генерал-губернаторство. Памирское разграничение, проведённое без учёта народных интересов, осложнило дальнейшее этническое развитие памирских народов верховьев Пянджа. Говорят на памирских языках восточной подгруппы индоевропейской семьи. Памирские языки не имеют письменности. Вследствие того, что большинство памирских языков взаимонепонимаемы, для общения между собой разноязычные памирские народы пользуются в настоящее время в Таджикистане таджикским языком (фарси, распространён также русский язык), в Афганистане — фарси-дари, в Пакистане — урду, в Китае — уйгурским. Верующие — мусульмане (исмаилиты), язгулемцы — в большинстве мусульмане-сунниты.
В силу географической обособленности, исторических и социально-экономических причин памирские народы к X веку оказались на периферии этнической территории формирования таджиков на основе западноиранского языка фарси (дари), ставшего в Саманидском государстве языком литературы и науки. Памирские народы к этому времени сложились в самостоятельные народы со своими восточноиранскими языками. Основными элементами в этногенезе памирских народов были бактрийцы, тохары, древние сакские и дардские племена. Культурная общность, характерная для памирских народов и горных таджиков Дарваза, Каратегина и Куляба, восходит к тохарам, занимавшим территорию к югу и востоку от Гиссарского хребта. С X века идёт длительный процесс естественной ассимиляции таджиками восточноиранских народов. В диалектах современного таджикского языка — каратегинском, дарвазском, бадахшанских, ванчском отмечены элементы восточноиранских языков. В прошлом один из памирских народов — ванчцы (ванджи) был ассимилирован таджиками Дарваза. В первой четверти XX века язгулемцы в бульшей части были обращены в суннизм.
Традиционные занятия — пашенное земледелие высокогорного типа, основанное на искусственном орошении (главные культуры — пшеница, ячмень, бобовые, в долинах — также огородные, плодовые и бахчевые), и отгонно-пастбищное скотоводство (овцы, козы, крупный рогатый скот, в том числе яки у шугнанцев и ваханцев). Из ремёсел развиты ткачество шерстяных паласов и тканей (в том числе и хлопчатобумажных) мужчинами, вязание богато орнаментированных шерстяных носков и ручное гончарство женщинами. Традиционные орудия труда (пахотное орудие типа рала с воловьей упряжкой, приспособления из досок для переноски грузов, в том числе снопов) сохраняются в ГБАО лишь там, где условия рельефа, почва и размеры пахотных участков не позволяют применять сельскохозяйственные машины. Бульшая часть памирских народов Таджикистана занята земледелием и животноводством в коллективных хозяйствах. Внедряются новые сельскохозяйственные культуры (кормовые, овощи, табак и др.). Развилась промышленность: пищевая, швейная; добыча и первичная обработка драгоценных и полудрагоценных камней. Характерными чертами хозяйства, материальной и духовной культуры, общественными и семейными отношениями памирские народы близки не только между собой, но и с соседними народами высокогорных долин. Они входят в один хозяйственно-культурный тип — «оседлые пашенные земледельцы-ирригаторы и скотоводы высокогорных зон Западного Памира, Гиндукуша, Северных Гималаев и Каракорума».
Традиционное жилище — из камня или сырцового кирпича, с деревянным каркасом, ступенчатым сводом кровли (чор-хона) и светодымовым отверстием; вдоль трёх стен — глинобитные нары. Чор-хона и нары придают национальный колорит и современному жилищу.
Традиционная одежда туникообразного покроя у мужчин и женщин из шерстяных тканей, летом — из хлопчатобумажных. Длина мужских рубах несколько ниже бёдер, штаны, широкие в шагу, длиной чуть ниже колен. Женские платья отличаются от мужских рубах длиной (ниже колен) и разрезом, который сделан по середине груди. В холодное время мужчины носили шерстяные халаты, овчинные шубы. Женщины при выходе из дома надевали два-три шерстяных платья. Женские штаны имели длинные штанины, суживающиеся к щиколотке. На ногах — шерстяные с орнаментом носки, поверх них — кожаные, сшитые наподобие чулок сапоги на мягкой подошве. Женский головной убор — большое покрывало. В настоящее время традиционная одежда заменена в основном современным национальным костюмом таджиков и общепринятой городской.
В советское время произошли изменения в культуре и быте, сформировалась национальная интеллигенция, развивалась профессиональная культура. В этот же период происходило более интенсивное сближение памирских народов Западного Памира с таджиками, что заметно проявилось в эволюции их этнического самосознания, выражаемого в эволюции самоназвания: выясняя национальную принадлежность между собой, они называют своё первичное самоназвание (згамик, вахи и т. п.); при общении с приезжими или посещая другие регионы Таджикистана, они называют себя памирцами, или памирскими таджиками, поясняя, что отличаются от них особым языком, обычаями, религией. Определение «памирские», «памирец» получило в настоящее время этническое значение. За пределами Таджикистана памирские народы называют себя таджиками (тоджик). Одновременно с процессом ассимиляции памирских народов таджиками наблюдается и консолидация памирских народов ГБАО (язгулемцев, рушанцев, шугнанцев, ваханцев и др.) в одну этническую общность памирцев (самоназвание помири) (ядром которой являются шугнанцы).
Памирские народы, живущие в других странах, в основном сохраняют традиционный образ жизни, занимаются земледелием, скотоводством, охотой, ремёслами.
|