Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Руанда

Страны проживания: Руанда, Уганда, Демократическая Республика Конго
Регион проживания: Африка

Руанда. Воин в традиционном уборе.
РУАНДА, баньяруанда (самоназвание), народ, группы банту, основное население Руанды. Живут также в Демократической Республике Конго, Бурунди, Уганде, Танзании. Общая численность — более 8300 тыс. человек (в Руанде — около 80%; Демократической Республике Конго — 0,4%, Уганде — 1,7%). Язык руанда.

Единый этнос баньяруанда сложился в рамках политического объединения (с XV века) из трёх компонентов: аборигенов пигмоидов тва (около 1%) и негроидов хуту (около 88%) и пришельцев с севера высокорослых и светлокожих тутси. Они образовали этносоциальные касты, занимавшие разное социальное положение и занимавшиеся разными видами деятельности. Тва — охотники и собиратели, танцоры при дворах крупных правителей, разведчики в армии. Хуту — земледельцы (бобовые, сорго, маис, бананы, овощи), брали на выпас скот, но не имели права владеть им. Тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, составляли управленческий аристократический слой. Между кастами сохранялись брачные барьеры, хотя тутси нередко брали в жёны женщин хуту.

В колониальный период и после получения независимости сословные перегородки разрушаются. Хуту, занявшиеся экспортными культурами (бананы, кофе, чай), накопили капитал, стали торговцами и администраторами. Тутси, терявшие скот, переходили к земледелию, утрачивали прежнее привилегированное положение.

Баньяруанда патрилинейны, поселения вирилокальны. Сохраняются обычаи избегания между свойственниками, шуточное родство. Брачный возраст: для юноши — 18—20 лет, для девушки — по достижении половой зрелости. Брачный выкуп — скот, в случае невозможности его выплаты — 1—2 года работы на тестя. Сохраняется левират (отказ от него влечёт лишение женщины и детей наследства). Существует полигамия.

Основная ячейка — инцу (дом), составляющий большую семью. Кланы объединяли и тутси, и хуту; вели происхождение от общего мифического прародителя. Выделялись знатные кланы, из которых выходили «короли» (мвами).

Усадьба объединяла несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. Поселения, располагавшиеся на холмах, насчитывали 20—60 усадеб.

Традиционная пища — молочная и растительная.

Традиционная одежда — поясная (от талии до колен) и накидка из козьей кожи (у мужчин) или коровьей (у женщин). Знатные тутси носили одежду из мбугу (типа «тапы» из луба фикусовых), позднее — из светлых тканей, из двух полотнищ: одно обёртывалось вокруг талии, другое носили как накидку, закрепляя на плечах. Ткани покупали у арабов-торговцев с побережья Индийского океана. Использовали украшения из белого, голубого, красного бисера. Мужчины тутси, девушки хуту и тутси носили сложные причёски с кистями (амасунзу), мужчины хуту, женщины хуту и тутси брили голову.

Большинство баньяруанда — католики. Сохраняются и традиционные верования: вера в души людей и зверей (имана), духов предков и природы (абазиму). Поклоняются также историческому культурному герою Рьянгомбе и женскому предку Ньябииньи. Сохранялась вера в сакральную сущность «мвами» — верховного правителя (до 1962 г.) и духов предков мвами.

Существует музыкальный и танцевальный фольклор, развита устная поэзия.

© 2008—2017 Etnolog.ru