Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Румыны

Страны проживания: Румыния
Регион проживания: Европа

Румыны. Изготовление масок. Нямуский уезд.
РУМЫНЫ, ромынь (самоназвание, от латинского романус — «римлянин»), народ, основное население Румынии. Численность 21000 тыс. человек. Живут также на Украине (135 тыс. человек), в Югославии (42 тыс. человек), США (50 тыс. человек), Канаде (25 тыс. человек), Германии (20 тыс. человек), Аргентине (15 тыс. человек), Венгрии (9 тыс. человек), Франции (7 тыс. человек), РФ (6 тыс.), Болгарии (4 тыс. человек) и др. (преимущественно в городах). Говорят на румынском (дако-румынском) языке романской группы индоевропейской семьи. Говоры: мунтянский, банатский, кришанский и др. Письменность на латинской графической основе (до середины XIX века — на основе кириллицы). Большинство верующих — православные, есть протестанты и католики.

В основе румынского этноса лежат фракийские племена гетов и даков. Важнейшим этапом формирования предков румын была романизация гето-даков в период Римской империи, когда на их землях были образованы провинции Мёзия (I век до нашей эры — V век нашей эры) и Дакия (II—III века нашей эры). К VI веку образовалась дакороманская этническая общность, вступившая в контакт со славянами, повлиявшими на её материальную и духовную культуру. Бульшая часть славян левобережья Нижнего Дуная была ассимилирована романоязычным населением. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры образовалась восточнороманская волошская этническая общность (влахи, волохи — в византийских и славянских источниках). В IX веке предки румын восприняли от болгар христианство. В XIV веке на землях волохов образовались Валашское и Молдавское княжества. Государственные границы способствовали формированию этнографических различий у населения княжеств (см. Молдаване). Волохи жили также в Трансильвании, в XI—XX веках входившей в состав Венгрии.

Этноним румыны впервые зафиксирован в XVI веке. Литературный язык сложился в XVII—XVIII веках на основе мунтянского и других говоров. Османское господство (с XVI века, окончательно ликвидировано в 1878) тормозило этническое развитие румын. Формирование румынской нации связано с созданием единого литературного языка и объединением в 1859—61 исторических областей Молдовы и Валахии в единое национальное государство (с 1862 — Румынское княжество, с 1881 — королевство). Румынская нация консолидировалась после присоединения Трансильвании (1920). В 1960-е годы страна достигла определённого экономического подъёма, повышения общего культурного уровня. Индустриализация и урбанизация сняли многие черты традиционного быта. Однако повседневная жизнь румын в настоящее время довольно основательно насыщена ими.

Традиционные занятия — пашенное земледелие, виноградарство, садоводство, до начала XIX века ведущим занятием было скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Отгонное скотоводство способствовало миграции румын в соседние страны.

Развиты художественные ремёсла — ткачество, ковроткачество, вышивка, керамика, резьба по камню и дереву, обработка кожи. По технике производства и орнаменту различаются олтянский, мунтянский, марамурешский и другие типы ковров. Современные румыны трудятся в основном на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Поселения в горах, где население издавна было занято скотоводством, разбросанные; в холмистой местности с развитым земледельческо-скотоводческим хозяйством — разбросанные группы (кэтуны) усадеб; на равнинах, где преобладает земледелие, — поселения нерегулярной уличной или линейной планировки; с XVIII—XIX веков распространяются прямоугольные в плане сёла с пересекающимися под прямыми углами улицами. Усадьбы имеют ограждённый двор или двойной двор с загоном для скота и ограждённым пространством перед домом.

Древнейшие типы жилищ: полуземлянки из 1—3 помещений, с очагом, а также наземные — плетёные, обмазанные глиной. С XIX века чаще строят срубные, каменные (известняк) и кирпичные дома. Четырёх- и двускатные кровли покрыты соломой, камышом, дранкой или черепицей. С конца XVIII века возобладала трёхраздельная планировка жилища: посередине сени (тиндэ), по сторонам жилая комната (одайе) и неотапливаемая горница (каса чя маре). Бытуют и многокомнатные дома. Распространён дом на подклети, где устраивают кухню и погреб. Традиционный интерьер сельского дома: деревянные лавки, кровать, низкий круглый стол, поставец для посуды, сундук. Украшения: декоративные ткани (ковры, полотенца), деревянные поделки, керамика.

Традиционная женская одежда — белая холщовая рубаха туникообразного покроя с ластовицами (кэмашэ) или короткая кофта (ие); поясная одежда — цветная шерстяная несшитая юбка (картринцэ) или плиссированная юбка с разрезом на боку (вылник); богато орнаментированный узкий тканый пояс и 2 фартука, надеваемые спереди и сзади (фотэ); жилет — суконный (илик) или меховой (кожок); на голове — покрывало (марамэ) из шёлка, косынка или чепец (чяпсэ).

Мужской костюм — холщовая рубаха туникообразного покроя или на кокетке с ластовицами; штаны широкого покроя из белого холста или узкого покроя из шерсти, кожаный или шерстяной широкий пояс и безрукавка. Головные уборы — смушковые шапки, войлочные, фетровые или соломенные шляпы. Обувь из одного куска сыромятной кожи. Зимняя верхняя мужская и женская одежда — суконная распашная (свита) или овчинные кожухи. Национальный костюм имеет и локальные особенности, проявляющиеся в покрое, расцветке и орнаменте, сохраняется преимущественно в фольклорных формах проведения досуга.

Традиционная пища — мамалыга из кукурузной муки и лепёшки (мэлай), борщи (чорбэ), козонак — род кулича, ынвыртитэ — калач из слоёного теста с начинкой из толчёных орехов с сахаром или ягодами, испечённые на решётке-грэтаре мясо и рыба. На Рождество, Новый год и свадьбу выпекают плетёный калач (колак), который употребляют и в других обрядах, — символ земледельческой культуры. Готовят голубцы в капустных или виноградных листьях, жаркое (токанэ), дроб — блюдо из потрохов ягнёнка. Распространены самодельные виноградные вина и водка-цуйка.

Преобладает малая семья, до начала XX века существовали большие патриархальные семьи. Сельскую общину составляли группы родственных семей, а общественной жизнью руководил выборный орган — обште.

Календарные праздники сопровождаются аграрными обрядами. Новогодний цикл начинался с рождественских обрядов — крэчин (день Святого Игната). В сочельник ходили по домам, распевая колядки. Заканчивался праздник хождением с ряжеными «козой», «оленем» или «медведем». Под Новый год парни ходили по деревне с моделью плуга, исполняя колядку — плугушор, в которой повествовалось о предстоящих сельскохозяйственных работах. В канун Нового года выступают народные театры, в том числе кукольный (пэпушэрие). 1 марта празднуется как начало весны — мэрцишор. На Пасху отмечают день пахаря. На Троицу происходили игры ряженых-кэлушаров. На Ильин день (20 июля) исполняли обряды, связанные с защитой полей и жилищ от молнии. Известны обычаи вызывания дождя — калоян и папаруда.

Устное народное творчество представлено и ныне ещё бытующими эпическими песнями, сказками, пословицами, поговорками, лирическими песнями — дойнами, около 2 тыс. танцев (хороводные, парные, круговые, линейные). Наиболее распространённые музыкальные инструменты: бучум — длинная пастушеская труба, най — система из нескольких объединённых вместе флейт разного размера. Известен 21 вид свирелей, чимпой — род волынки из козьей кожи. Обычно скрипка, цимбалы, кобза, иногда труба составляют тараф — народный оркестр.

© 2008—2017 Etnolog.ru