Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Рунди

Страны проживания: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Уганда
Регион проживания: Африка

РУНДИ, барунди (самоназвание), варунди, народ группы банту, основное население Бурунди. Численность 5200 тыс. человек. Населяют также приграничные районы на востоке Демократической Республики Конго (1500 тыс. человек), на северо-западе Танзании (180 тыс. человек), живут также в Уганде (294 тыс. человек) и в Руанде (100 тыс. человек). Общая численность 7200 тыс. человек. Близки к соседнему народу руанда. Говорят на языке рунди. Значительная часть рунди двуязычна — говорит и на французском языке. Часть рунди — христиане (в основном католики, протестанты, англикане), сохраняются традиционные верования и культы.

В этнокультурном отношении рунди подразделяются на две группы: скотоводы — тутси (15%), земледельцы — хуту (85%) и ещё небольшая группа охотников и собирателей пигмеев — тва (0,75%). Пигмеи тва (батва) — остатки автохтонного населения, вытесненного в процессе миграции с северо-запада групп банту хуту во внутренние лесные районы в начале 1-го тысячелетия нашей эры. Тутси — нилоты по происхождению, характерная особенность — высокий рост, длинные конечности, по языку не отличаются от хуту. Низкорослые хуту — более древнее коренное население их современной территории обитания. Подвижные пастушеские скотоводы тутси пришли сюда позднее, около XVI века с территории современного Судана, подчинили земледельцев хуту, при этом восприняв их язык. Тутси составили социальную верхушку возникшего здесь раннеполитического образования. Своё привилегированное положение тутси использовали для эксплуатации хуту, составивших обслуживающий тутси слой подчинённых бедных земледельцев, вынужденных снабжать победителей-скотоводов плодами своего земледельческого труда. Таким образом сложилось исторически разделение труда: тутси разводили крупный и мелкий рогатый скот и продолжали вести подвижный образ жизни, хуту — занимались ручным переложным земледелием (просо-элевсина, сорго, кукуруза, банан-плантэн, бобовые, маниок; товарная культура — кофе). Хуту применяют сложную систему сезонных севооборотов, террасирование полей на холмах и горных склонах, местами используют технику ирригационных каналов. Пигмеи тва говорят на языке рунди. Они занимаются земледелием и отходничеством по найму.

Поселения имеют рассеянную планировку. Традиционное жилище: у хуту — хижины круглые, каркасные с конической соломенной крышей, у тутси — «ульевидные» плетёные хижины, у тва — небольшие шалаши из веток и травы. Брак патрилокален. С конца XIX века появилась нормативная моногамия. В основе социальной организации — патрилинейные генеалогические племенные связи, создающие линиджно-клановую (сегментарную) социальную структуру. Домохозяйство большой семьи составляет единицу сельской общины.

Основная пища: каши, похлёбки из зерновых, бобовых, приправленные маслом, перцем; сырые и печённые в листьях бананы, кисло-молочные продукты и рыба, когда кочевая община оказывается вблизи водоёмов; банановое пиво.

Теперь преобладает одежда европейского типа; на праздниках тутси надевают свободные длинные рубахи и яркие накидки, завязанные узлом на одном плече и перехваченные в поясе, этот костюм — дань традиции. Художественное творчество представлено в ремесле плетения (циновки, корзины с красным и чёрным геометрическим орнаментом), кожевенном ремесле (обработка шкур, выделка кож и изготовление изделий из них), ткацком (коврики из сизалевого волокна с красно-чёрно-оранжевым орнаментом), гончарном (изготовление больших глиняных горшков), в изготовлении украшений из бисера, кости, музыкальных инструментов, а также в украшении стен хижин орнаментированными аппликациями. Народное творчество представлено историческими балладами о происхождении, победах в битвах с врагами племён, песнями, танцами, музыкой.

Исторически складывавшееся противостояние между тутси, хуту и пигмеями тва нередко выливалось в острые военно-политические конфликты. Значительная часть хуту в результате постоянных притеснений и дискриминации бежали в Руанду из Бурунди в течение последних десятилетий. В начале 90-х гг. конфликт между тутси и хуту обострился, межплеменная война практически трансформировалась в гражданскую в Руанде. Хуту в борьбе за свои гражданские права образовали народное ополчение. Однако тутси, которые всегда были политически более организованы, в основном составляя городское население, в отличие от современных хуту, создали Руандийский патриотический фронт и захватили при содействии военных власть в стране. Войска хуту и принявших их сторону пигмеев тва были разгромлены силами тутси и вынуждены бежать из Руанды и рассеяться по лагерям беженцев в Восточном Демократической Республике Конго и Танзании, где их поддерживает международная помощь. Условия их существования крайне тяжелы, многие хуту и особенно пигмеи тва гибнут от голода и болезней.

© 2008—2017 Etnolog.ru