Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / народы мира / Сахаптины

Сахаптины

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

Сахаптины. Джозеф Ратунда из племени не-персе. 1914 г.
САХАПТИНЫ (название дано салишами, значение не ясно), группа индейских народов в США (штаты Вашингтон, Орегон, Айдахо), к востоку от Каскадных гор. Общая численность около 15 тыс. человек. Большинство сахаптинов — народы не-персе, якима, юматилла, валлавалла (уалла-уалла), тенайно, палус, ванапам, скин, кликитат и др. — обитали в среднем течении реки Колумбия, по реке Снейк и их притокам. Модок и кламат составляли изолированную подгруппу сахаптинов на границе Калифорнии. Языки сахаптинской группы (сахаптин, не-персе, кламат-модок) предположительно относятся к пенути. Распространён английский язык. Сахаптины — католики и протестанты (главным образом пресвитериане и методисты), есть также приверженцы шейкеризма, традиционных и найтивистских культов.

Традиционная культура типична для индейцев Плато (см. Индейцы). Доконтактная численность — предположительно около 18 тыс. человек. Контакты с европейцами с начала XIX века. В 1855 в долине Уолла-Уолла большинство племён сахаптинов подписало договоры с США об уступке части земель и переселении в резервации. Сахаптины участвовали в войнах с белыми: «войне кайюс» в 1848, в «войне якима» и «войне Пьюджет-Саунд» в 1855—56, «войне не-персе» 1877 и «войне модок» 1872—73. В XIX веке среди сахаптинов распространились синкретические и найтивистские культы (учение Смохаллы и др.). В резервациях, где сахаптины (кроме не-персе) были поселены по несколько народов вместе, развивалась межэтническая интеграция, сложились новые социокультурные общности — «конфедерированные племена» в резервациях Якима, Юматилла, Уорм-Спрингс. Некоторые племена и группы ассимилировались более крупными (например, якима).

Якима (самоназвание — мбмачатпам), крупнейший наряду с не-персе народ группы сахаптинов. Обитали по реке Якима, притоку реки Колумбия. Делились на нижних и верхних (къттитас, «люди камня»). К киттитас были близки этнические группы клъкитат, пшвбнванам («каменистая почва»), мишбл и тбйтнапам, большей частью ассимилированные. В 1855 якима возглавили союз 14 племён (палус, скин, кликитат и др.), так называемую «нацию якима» и стали этническим ядром «Конфедерированных племён Якима» (6,9 тыс. человек) в резервации Якима (штат Вашингтон), также включивших вишрам (см. Чинук). Резервация активно занимается бизнесом (сельское хозяйство, рыболовство, ирригация, лесозаготовка, производство мебели, банки), в резервации открыт крупный культурный центр.

Палэс жили в нижнем течении реки Снейк, делились на 3 автономные группы, имели около 40 зимних селений. Отказываясь от переселения в резервации и помощи США, оставались на исконной территории до конца XIX века. В XX веке ассимилированы.

Вбнапам, племя, к которому принадлежал пророк Смохалла, жили по реке Колумбия. Избежали перемещения в резервации в XIX веке, но в 1940-х гг. выселены со своей территории из-за строительства атомного объекта в Ханфорде. После упорной борьбы добились права на некоммерческое рыболовство на исконной территории. Сохранилось 4 семьи.

Юматълла (самоназвание — иматилам, по названию селения, которое означает «много скал») вместе с валлавалла (самоназвание — валэлапам) и кайюс (народом группы вайилатпу) населяют резервацию Юматилла на северо-востоке штата Орегон, образуя «Конфедерированные племена Юматилла» (1,6 тыс. человек, около половины — вне резервации); этнические отличия отдельных племён в резервации стёрты, потомки валлавалла насчитывают около 100—200 человек. Заняты на лесозаготовках и в промышленности.

Тенбйно жили по реке Колумбия, в XIX веке продвинулись к югу от неё. Делились на 4 группы со своими промысловыми угодьями и тенденцией к экзогамии. Коневодство не было столь развито как у других сахаптинов. Вместе с васко (см. Чинук) и частью северных пайют образуют «Конфедерированные племена Уорм-Спрингс» (2,2 тыс. человек). Резервация Уорм-Спрингс (север штата Орегон) владеет рядом предприятий (лесная и деревообрабатывающая промышленность, электроника, рыбоводство), участвовала в гидроэнергетическом проекте на реке Дешут.

Модок и кламат — ветвь сахаптинов, мигрировавшая на юг, обитали на стыке культурных ареалов Плато, Калифорнии, Большого Бассейна и Северо-Западного побережья. Говорили на двух диалектах языка кламат-модок.

Мудок («люди на юге», «южане», название дано кламат) жили в Северной Калифорнии и Южном Орегоне, к северо-востоку от города Шаста, в районе озера Туле и реки Лост-Ривер до озера Гус на востоке. Клбмат (самоназвание — маклакс, «люди», «община») обитали в Южном Орегоне, к северо-западу от модок, в районе озера Аппер-Кламат и реки Уильямсон, от озера Крейтер на западе до верховьев реки Спраг на востоке. По традиционной культуре близки другим сахаптинам; специфичен сбор семян водной лилии (вокас), одного из основных источников питания (особенно у кламат, у которых август, месяц созревания вокас, считался началом года). Также собирали луковицы камас, корни ипос (епос), сбор которых был особенно важен для модок; занимались охотой и рыболовством. По типу постройки и режиму использования бань-парилен модок тяготели к Калифорнии, кламат — к Плато. Одежда из растительных волокон и шкур, плетёные шляпы-корзины, мокасины из кожи, зимой — из тростника (набитые сухой травой, мехом или кусочками коры). Зимой пользовались снегоступами. Была распространена деформация черепа.

Основная социальная единица — большесемейное домохозяйство из нескольких нуклеарных семей. Домохозяйства во главе с лидером составляли деревенские общины (у модок — в значительной мере экзогамные). Существовали имущественная дифференциация, рабство пленных. Богатство (лошади, рабы) наследовалось старшим сыном. У кламат преобладал патрилокальный брак, у модок — кратковременное (от 5 дней до года) патрилокальное брачное поселение, затем — матрилокальное с возможным последующим отселением; межплеменные браки — главным образом патрилокальные. Характерен шаманизм. Важнейший мифологический персонаж у модок — демиург и культурный герой Камукамц.

Коневодство и сопутствующее культурное влияние индейцев Равнин достигли кламат и модок в XIX веке — позднее, чем других сахаптинов. Славились воинственностью, совершали набеги на ачумави, захватывали рабов (главным образом для перепродажи). Контакты с европейцами с середины 1820-х гг., регулярные — с 1840-х гг. Кламат мало пострадали от эпидемий и не имели крупных военных конфликтов с белыми. В 1864 вожди кламат, модок и части северных пайют заключили договор с США о создании резервации Кламат на значительной части этнической территории кламат в Южном Орегоне (к северо-востоку от озера Аппер-Кламат, по рекам Уильямсон и Спраг); часть модок осталась на своей территории вне резервации, после поражения 1873 сослана в Оклахому, небольшое число вернулось, потомки остальных живут в Оклахоме, имея статус племени. В XX веке модок практически смешались с кламат. В конце XIX века жители резервации занимались скотоводством, извозом, лесозаготовкой и отчасти традиционными занятиями, которые к началу XX века пришли в упадок. В 1895—1909 значительная часть резервации поделена на участки — аллоты. Существовало самоуправление — Генеральный совет кламат. В 1954 резервация ликвидирована, большая часть её фондов разделена индейцами. Современная численность кламат 2,1 тыс. человек (в том числе около 300 потомков модок). Сильно ассимилированы и метисированы. Заняты главным образом сезонной работой по найму в сельском хозяйстве и фермерством. Около половины компактно проживает на территории бывшей резервации, остальные живут дисперсно вокруг неё, также в ряде районов Орегона и Калифорнии и крупных городах запада США. В 1969 кламат создали Организацию забытых американцев (занимается социальными программами, выступает за восстановление официального статуса племени).

© 2008—2017 Etnolog.ru