Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Салиши

Страны проживания: США, Канада
Регион проживания: Северная Америка

САЛИШИ, группа индейских народов на северо-западе США и юго-западе Канады. Языки салишской семьи, вытесняются английским языком. Общая численность — свыше 52 тыс. человек. Салиши — протестанты и католики. Делятся на прибрежных и внутренних.

Традиционная культура прибрежных салиши (провинция Британская Колумбия в Канаде, штаты Вашингтон и Орегон в США) типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. Индейцы). Занимались рыболовством, собирательством, охотой, морским зверобойным промыслом, ремёслами (в том числе резьба по дереву, плетение, ткачество). Китобойный промысел существовал только у клаллам и куинолт (полуостров Олимпик). Для всех прибрежных салиши характерны развитая социальная дифференциация, рабство, шаманизм, потлачи. Подразделяются на 6 групп: белла кула, северные, центральные, южные и юго-западные прибрежные салиши, тилламук.

Белла кула (от бэлхвэлб — на языке хейлтсэк «говорящие на языке белла-кула») — самая северная ветвь салиши, изолированная от других групп. Язык белла-кула группы белла-кула. Традиционная территория — по фиордам Дин, Бёрк, Южный и Северный Бентинк и впадающим в них рекам Дин и Белла-Кула (Британская Колумбия). Важнейший объект охоты — снежная коза. Собирали камбий из стволов дерева зап. хемлок. Существовали большесемейные домохозяйства и родовые неэкзогамные группы (объединенные мифом о первопредке рода) с билинейным счётом родства, допускалось одновременное членство в нескольких родовых группах (до 8). Деревни, включавшие несколько домохозяйств с представителями различных родовых групп, объединялись в 4 территориальные группы. Брак патрилокальный. Характерны зимние церемонии, существовали два тайных ритуальных общества (Сисаук и Кусиют). Развито искусство резьбы по дереву (маски и др.). Обладали развитой космологией. Верили в духов и вечное верховное божество — Алхквнтам, создавшее 4 чудесных плотников, которые по его воле занимаются изготовлением земного рельефа и всего живого, включая отдельных людей.

Торговали, воевали, поддерживали культурные связи с соседями — вакашами (белла белла, квакиутл) и атапасками (карриер, чилкотин). Контакты с англичанами с 1793. Были посредниками в торговле с внутриматериковыми племенами. Эпидемии резко сократили численность; сохранились немногие селения. Первые белые поселенцы (норвежцы) появились только в 1894. Современные занятия белла кула — коммерческое рыболовство и лесозаготовки. Численность — 830 человек. 73% живут в 7 небольших резервациях (крупнейшая — в устье реки Белла-Кула). С 1970-х гг. — возрождение традиционных танцев, рост этнического самосознания. Около 1980 приняли название «Нация Нухалк» (по названию долины реки Белла-Кула).

Северные, центральные и южные прибрежные салиши населяли регион, охватывающий побережье, прилегающие территории и острова по проливам Джорджия, Хуан-де-Фука и заливу Пьюджет-Саунд. Говорили на языке центральной салишской группы.

Северные прибрежные салиши населяли район Британской Колумбии в северной части пролива Джорджия, включали народы (каждый — с членением на территориальные группы): островные комокс (остров Ванкувер и острова в проливе), ассимилированные в XIX веке квакиутл; материковые комукс (хомблко, клахэс, слайбмэн) — обитают в резервации Слайамэн и в городе Кэмпбелл-Ривер (численность комалко — 245, клахус — 127, слайамэн — 560; на языке комокс говорит около 1/3 этого населения); пентлбч (восток острова Ванкувер, численность 55 человек; язык — пентлач, утрачен; численность сократилась в XIX веке из-за набегов нутка и эпидемий); сишелт (обитали к югу от материковых комокс, численность — 708 человек в двух посёлках, язык — сишелт, вытесняется английским языком). Основные объекты традиционных промыслов — лосось, тюлени, дельфины, морские моллюски, на суше — олени. Делали пирожки из сушеных ягод. Счёт родства билинейный, брак билокальный. Нуклеарные семьи объединялись в домохозяйства, сохраняя отдельный очаг и часть дома. Существовали локально-родственные группы, признававшие общего мифологического предка, зимние церемонии. Контакты с европейцами с 1792. В 1860 начинается деятельность католических миссионеров. Были созданы миссионные деревни со строгим экономическим и моральным режимом, отказом от традиций. С 1876 поселены в резервациях. Входят в ряд индейских организаций Канады. В 1986—87 сишелт добились самоуправления с санкционированными правительством полномочиями, аналогичными муниципальным.

Центральные прибрежные салиши занимали южную часть пролива Джорджия с островами, берега пролива Хуан-де-Фука (включая юго-восток острова Ванкувер и север полуострова Олимпик) и территории к северу и югу от нижнего течения реки Фрейзер. Часть народов группы (клаллам, нуксэк, ламми) — на территории США (штат Вашингтон), большая часть остальных — в Канаде (Британская Колумбия). Общая численность около 16 тыс. человек (в том числе 13 тыс. в Канаде). В группу входят народы (делились на племена): сквбмиш (язык сквамиш, район устья реки Скуомиш); халкэмейлем (20 племён, в том числе нанаймо, кбуичан, чехейлес, чиллэвак, мэсквиэм и многие другие, язык халкэмейлем, район нижнего течения реки Фрейзер); к югу от них — нуксэк (язык нуксэк); 6 племён (ламми и др.), говорившие на языке нортерн-стрейтс (острова в проливе Джорджия, юго-восточный выступ острова Ванкувер, территория к югу от устья реки Фрейзер); клбллам (север полуострова Олимпик). Наряду с рыболовством, важное значение имел морской зверобойный промысел (тюлени и дельфины), у клаллам также — китобойный промысел (горбатый кит). Охотились на сухопутную дичь с луками из тиса, использовали ловушки. Важное значение имело собирательство, на места сбора некоторых растений существовали права индивидуальной или семейной собственности (камас у племён нортерн-стрейтс, дикая морковь у нуксэк, папоротник-орляк у мусквиэм и др.). Было развито ткачество. Для ткачества использовалась шерсть собак, снежных коз, птичий пух; характерно употребление большого веретена специфической формы. Была выведена особая порода нелающих собак с густым (главным образом белым) мехом, который весной срезали ножом (вымерла к середине XIX века). Ткали одеяла, в XX веке у кауичан и других племён салиши получило развитие надомное вязание свитеров при использовании традиционных рисунков и веретена в сочетании с современной техникой. Нуксэк кроме домов из досок строили зимние полуземлянки типа жилищ индейцев Плато, сквамиш и нижние халкэмейлем — убежища-землянки для периодов войн и холодов. Строили также военные укрепления (у племён нортерн-стрейтс — укреплённые селения со стенами, рвами, тоннелями). Деформированный череп у большинства племён обозначал статус свободного (не раба). Характерна раскраска тела. Счёт родства билинейный. Домохозяйства объединяли нуклеарные семьи. Существовали родовые группы (видимо, линиджи) с властью родовой элиты (статус наследовался по принципу первородства), локально-родственные общины состояли из домохозяйств рода и зависимых домохозяйств; некоторые общины имели собственное зимнее селение, другие — совместное. Соседние деревни совместно оборонялись. Верили в духов-хранителей, наделяющих силой через видения. Мифологические персонажи — культурный герой и трикстеры (Норка и Ворон). У клаллам и некоторых других племён существовали тайные ритуальные общества.

Контакты с европейцами с конца XVIII века. Разделены установленной в 1846 американо-канадской границей. Поселены в резервациях (в США — в 1855, в Канаде — во второй половине XIX века). На территории США существует ряд резерваций клаллам, нуксэк, племён нортерн-стрейтс (крупнейшая — Ламми). В Канаде существует 47 общин (бэнд) центральных прибрежных салиши. Занимаются главным образом коммерческим рыболовством; ламми (около 1,5 тыс. человек) владеют крупным рыболовецким флотом, ведут промысел в Тихом океане (около 1/4 всей рыбы, добываемой в штате Вашингтон), в 1980-е гг. построили рыбоперерабатывающий завод, открыли школу, имеют собственный колледж. Все группы центральных прибрежных салиши поддерживают культурные связи.

Южные прибрежные салиши (штат Вашингтон, США) включают 40 племён к востоку и югу от залива Пьюджет-Саунд (язык лашутсид) и 9 племён к западу от них (район пролива Худ) — носителей языка твана. К лашэтсид относятся племена скбгит, суиномиш, снохомиш, сукуамиш, пьюэллэп, нисквалли и др. К твана относятся скокомиш, квилсин, дэлейлип и др. Общая численность свыше 18 тыс. человек, в том числе около 16 тыс. — лашутсид. Хотя рыба была основным продуктом питания, южные прибрежные салиши в большей мере, чем другие группы салиши, зависели от сухопутных промыслов (охоты и собирательства). Собирали корни, побеги, орехи, ягоды и луковицы (в том числе камас). Наряду с деревянными домами делали летние жилища, крытые тростниковыми циновками. Одежда — накидки, юбки из тонких полос кедровой коры, одеяла из шерсти собак и снежных коз или сшитых шкур. С конца XVIII века пьюэллэп и нисквалли стали использовать лошадей, полученных от сахаптинов. Характерна деформация головы. Счёт родства билинейный. Брак патрилокальный у твана, у лашутсид — тенденция к матрилокальности (в том числе временной). Как и у центральных салиши, была распространена полигиния. Высшая социальная единица — деревня. Деревни соединяли родственные и церемониальные связи. Главой деревни был богатейший из глав домохозяйств. Верили в духов-хранителей. Контакты с англичанами — с 1792, в 1839 начинается деятельность католических миссионеров, с 1845 — американских поселенцев. По договорам 1854 и 1855 салиши поселены в резервациях: лашутсид — Суиномиш, Тулалип, Пьюэллэп, Нисквалли, твана — Скокомиш (1 тыс. человек) к северу, югу и юго-западу от города Сиэтл. В 1981 создана резервация Аппер-Скагит (верхние скагит). Заняты главным образом в коммерческом рыболовстве. Некоторые племена имеют собственный рыболовецкий флот, но большинство занимается мелким промыслом в реках и прибрежных водах. Решением американских судов 1974 и 1979 восстановлены права племён на рыболовецкие угодья по договорам 1854 и 1855. Их членам обеспечена специальная подготовка в области рыбного хозяйства. Племенные власти регулируют рыболовство, взимают налоги с индивидуальных рыболовов. Проводятся зимние церемонии, развиваются традиционные ремёсла (ткачество, плетение, деревообработка). Действует племенное самоуправление, резервации владеют торговыми заведениями и ресторанами.

Юго-западные прибрежные салиши (к северу от эстуария реки Колумбия, штат Вашингтон) говорят на языке куинолт, нижних чехейлис, верхних чехейлис и каулиц группы цамосан. Традиционная территория куинолт — бассейны рек Куинолт и Куитс, нижних чехейлис — заливы Уиллапа и Грейс-Харбор (с впадающими в него реками), нижнее течение реки Чехейлис; верхних чехейлис — верхнее и среднее течение реки Чехейлис, каулиц — бассейн реки Каулиц. Делились на племена. Родственные домохозяйства (из нуклеарных семей) составляли экзогамную деревню во главе с вождём, имевшим глашатая. Власть главы домохозяйства наследовал старший сын. Верили в духов-хранителей. В XIX веке верхние чехейлис заимствовали коневодство. Контакты с европейцами с 1775. Эпидемия малярии в начале 1830-х гг. сократила численность, последовали внутренние миграции и смешение этнических групп. В 1855 куинолт и их северные соседи куилиут (язык семьи чимакуан) подписали договор с США о создании крупной резервации Куинолт (район нижнего течения реки Куинолт). В 1864 создана резервация Чехейлис в среднем течении реки Чехейлис (часть верхних чехейлис и каулиц), небольшая резервация Шоулуотер создана в 1866 для нижних чехейлис, чинук и др. Современная «индейская нация куинолт» (около 2 тыс. человек, около 3/4 — в резервации Куинолт) состоит из представителей племён куинолт, куилиут, чинук, хох, также чехейлис, куитс и каулиц. Занимаются рыбоводством (промышленное воспроизводство лосося), лесозаготовками, обслуживанием рыболовов-туристов. Обладают широким самоуправлением. Резервация Шоулуотер имеет 123 члена. Резервацию Чехейлис населяет «племя чехейлис» (742 человек), состоит из потомков чехейлис, куинолт, нисквалли, клаллам и др. 30—50% земли в резервациях принадлежит неиндейцам. Значительная часть потомков каулиц живёт вне резерваций, образуя «нацию каулиц» (1424 человека).

Тилламэк — самая южная, изолированная группа салиши. Язык тилламук группы тилламук, близкий к центральной салишской группе, включающий несколько диалектов (нехалем, силетц и др.). Традиционная территория — побережье Орегона от мыса Тилламук на севере до бассейна реки Силец на юге. Преобладала деревенская экзогамия. Брак патрилокальный (с 5-дневной отработкой за жену), с последующей свободой выбора поселения. Для элиты характерна полигиния. Дома из досок (в том числе полуземлянки) населяли несколько семей. Верили в духов-хранителей. Характерен миф о Детской земле, существование в которой предшествует рождению. Численность сократилась в результате эпидемий и конфликтов с белыми. Современная численность около 200—300 человек, живут дисперсно, не организованы.

Внутренние салиши населяли нагорья и долины от Каскадных гор и Берегового хребта на востоке до Передового хребта Скалистых гор (бассейны рек Колумбия и Фрейзер) в Канаде и США. Традиционная культура типична для индейцев Плато (см. Индейцы). По лингвистическому принципу выделяются северная группа (шусвап, томпсон, лиллуэт) в Канаде и юго-восточная группа (калиспел, флатхед, спокан, кёр д'ален, колвил, оканаган) в США. В результате переселения в резервации (XIX век) значительная часть племён внутренних салиши, смешиваясь, интегрировалась в «конфедерированные племена», иногда вместе с народами других групп (кутенай).

Собственно салиши (самоназвание), или флбтхед («плоская голова», происхождение названия не ясно, т. к. собственно салиши не практиковали деформацию черепа). Обитали в долине реки Биттер-Рут (запад современного штата Монтана). Овладев коневодством (XVIII век), перешли к конной охоте на бизона на Великих Равнинах, враждуя с черноногими. Контакты с европейцами с начала XIX века, вовлечены в пушную торговлю. С 1841 на территории флатхед действовали христианские миссионеры. Во время «индейских войн» XIX века флатхед сохранили лояльность США. В 1855 они с верхними калиспел и кутенай заключили договор с США о создании резервации (современная Флатхед). Большинство флатхед было против переселения, которое произошло только в 1891. В 1904—08 резервация разделена на участки-аллоты, в 1910 открыта для освоения белыми поселенцами, что привело к сокращению племенных земель. Вместе с кутенай, верхними калиспел и частью спокан образовали «Конфедерированные племена салиши и кутенай» (свыше 5 тыс. человек), около половины которых живёт в резервации Флатхед (к югу от озера Флатхед на северо-западе штата Монтана), остальные — в штатах северо-запада США и Калифорнии. Имеют самоуправление. Заняты главным образом на лесозаготовках. Резервация получает доходы от продажи леса и арендной платы за ГЭС на реке Флатхед на территории резервации, владеет туристскими объектами. С 1976 действует 2 культурных комитета — собственно салиши и кутенай (запись фольклора, развитие языка).

Кблиспел (панд-орей) делились на верхних (жили в районе озера Флатхед и на западе до озера Пенд-Орил) и нижних (на озёрах Пенд-Орил и Прист и в низовьях реки Кларк-Форк). Язык калиспел. Верхние калиспел поселены в резервации Флатхед, нижние, отказываясь селиться с другими племенами, в конце XIX — начале XX вв. получили официальный статус племени и резервацию по реке Панд-Орей (Пенд-Орил) к северу от города Спокан. Численность 259 человек.

Кёр-д'алйн (французское «сердце-шило», название дано в XIX веке франкоканадскими торговцами), скицвиш (самоназвание). Обитали между реками Кларк-Форк, Клируотер, Спокан и озером Пенд-Орил. Делились на 3 группы. Язык кёр-д'ален. В 1858 вели войну с армией США. С 1873, уступив бульшую часть своей территории, живут в резервации Кёр-д'Ален на севере штата Айдахо, к югу от города Кёр-д'Ален. Численность 853 человек. Заняты в сельском хозяйстве, строительстве, на лесозаготовках, сдают землю в аренду. Разработана программа спасения родного языка.

Спокбн жили в районе реки Спокан, делились на 3 группы (верхние, средние и нижние). Язык спокан. С 1881 нижние спокан живут в резервации Спокан (к северо-западу от города Спокан), верхние и средние — в Флатхед и Кёр-д'Ален. Численность 1961 человек. Вместе с другими салиши и не-персе вели конную охоту на бизонов к востоку от Скалистых гор. В 1858 участвовали в войне с США на стороне кёр-д'ален. Характерны попытки синкретического сочетания христианства с традиционными церемониями. Выступают против попыток ликвидации резервации. Действуют программы профессиональнотехнического обучения и преподавания языка спокан. Заняты в сельском хозяйстве и на лесозаготовках. Получают доходы от добычи урановых руд на территории резервации.

Кулвил. Жили по реке Колумбия и её притокам (штат Вашингтон). Вместе с другими племенами (салиши и сахаптины) поселены в резервации Колвил (создана в 1872) на северо-востоке штата Вашингтон, к востоку от реки Колумбия, их потомки, именуя себя «колвил», образуют «Конфедерированные племена Колвил» (3,8 тыс. человек). Заняты главным образом в лесной промышленности.

© 2008—2017 Etnolog.ru