Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Сан
Страны проживания: Намибия, Ботсвана, Ангола, Зимбабве
Регион проживания: Африка
САН, са, сонква, сарва, масарва, басарва, куа, группа этнических общностей, главным образом в Намибии и Ботсване, отчасти в Анголе и Зимбабве. Сан известны также как «бушмены» («лесные люди»): название, которое они получили от европейских колонистов Южной Африки. Основная область расселения — пустыня Калахари и прилегающие районы; в прошлом населяли обширные районы Южной Африки, включая Капскую колонию. Общая численность (по приблизительным оценкам) от 55 до 70 тыс. человек. Самая крупная общность — !кунг (около 35 тыс. человек). Говорят на взаимонепонимаемых языках, которые ряд исследователей объединяют с языками кой-коин и сандаве в койсанскую языковую семью.
Сан имеют низкий рост (в среднем до 150 см), красновато-жёлтую кожу со склонностью к раннему образованию морщин, монголоидность лица, в том числе эпикантус, волосы, закрученные в спирали и растущие пучками, стеатопигию у женщин и ряд других признаков. Большинство сан придерживаются традиционных верований (главным образом специфические формы шаманизма), частично христианизированы (протестантизм, католицизм).
По своему происхождению сан разделяются на две группы. Первая, говорящая на языках так называемых филии коин (нхаро, г/ви, г//ана и др.) и имеющая общий этнический ствол с кой-коин, по-видимому, около 2000 лет назад или несколько ранее мигрировала в места современного проживания из более северных районов. Эти сан были знакомы со скотоводством, которое впоследствии утратили. Другая группа, состоящая из этнических объединений, считающихся автохтонами Южной Африки, никогда не знала производящего хозяйства (!кунг, !ксо, /ксам и др.).
Все группы сан длительное время имели контакты с соседними скотоводческими и земледельческими народами и частично были втянуты в сферу их хозяйственной деятельности. Многие современные сан полностью или в значительной степени отошли от охотничье-собирательского хозяйства и заняты в скотоводстве и земледелии.
Традиционные занятия — бродячие охота и собирательство, сан, жившие по берегам рек Окаванго и Оранжевая, занимались также рыболовством. Главное орудие и оружие — лук и стрелы (наконечники часто отравлены сильно действующими растительными или животными ядами), использовались также различные силки и ловушки. Сезонные перекочёвки зависели от распределения воды в источниках и созревания основных видов растений, употребляемых в пищу (например, орехов, монгонго у !кунг Центральной Калахари).
В сухой сезон сан концентрируются около крупных непересыхающих водоёмов, во влажный — рассеиваются небольшими группами по обширным территориям. Жилищем служит примитивный ветровой заслон либо легко разбирающаяся хижина.
Универсальная традиционная одежда в прошлом — каросс, накидка из шкур животных, использовавшаяся как плащ либо как набедренная повязка.
Традиционная социальная организация состояла из 5 уровней: нуклеарная семья, община, объединение общин (нексус), диалектная группа и лингвистическая группа. Ядро общины составляли сиблинги, происходящие от одной или нескольких родительских пар. Численность общины — от 25 до 60 человек. Формальные лидеры в большинстве случаев отсутствовали, социальные отношения характеризовались эгалитаризмом. Брачное поселение уксорилокальное или вирилокальное. Брак преимущественно парный, моногамный, хотя практиковалась и полигиния. Имела распространение отработка за невесту.
Для большинства сан характерно представление об одном или двух божествах — творцах мира, а также о духах мёртвых. Типичен шаманский исцеляющий танец транса, техникой которого владели большинство мужчин и значительная часть женщин. Проводились мужские инициации и женские пубертатные обряды.
В обширном и разнообразном фольклоре выделяются мифы о культурном герое-трикстере (например, Цагн). Сан принадлежит огромное число искусно выполненных наскальных изображений.
|