Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / народы мира / Швейцарцы

Швейцарцы

Страны проживания: Швейцария, Ватикан
Регион проживания: Европа

Швейцарцы. Энгадинский дом.
ШВЕЙЦАРЦЫ, группа народов, основное население Швейцарии (свыше 5,6 млн. человек). Живут также в других странах Европы и Америки. Общая численность свыше 6 млн. человек. Включает германошвейцарцев, франкошвейцарцев, италошвейцарцев и ретороманцев. Германошвейцарцы (4,58 млн. человек, из них в Швейцарии — 4,22 млн. человек) живут в основном в северных, северо-восточных и центральных кантонах, говорят на швейцарском варианте немецкого языка (литературный язык — немецкий); главным образом протестанты-кальвинисты, есть католики. Франкошвейцарцы (1,21 млн. человек, из них в Швейцарии — 1,17 млн. человек) населяют преимущественно западные и юго-западные районы, говорят на южнофранцузских (провансальских) диалектах (литературный язык — французский), бульшая часть — протестанты-кальвинисты, есть католики. Италошвейцарцы (265 тыс. человек, из них в Швейцарии — 230 тыс. человек) живут в основном в южных районах, говорят на итальянском языке, преимущественно католики. Ретороманцы живут преимущественно в кантоне Граубюнден (50 тыс. человек), говорят на диалектах ретороманского языка, протестанты-кальвинисты и католики. Население контактных районов, а также промышленных и курортных центров двуязычно и трёхъязычно. Выделяются областные группы, сложившиеся в пределах административных единиц (кантонов) и общин и не совпадающие с этническими группами,обладающие культурными особенностями: названия швейцарцы по родному кантону (базельцы, бернцы и т. д.) употребляются чаще этнических названий. Однако швейцарцев объединяют общие культурные традиции, самосознание и самоназвание «швейцарцы», чему способствовали их общие исторические судьбы в пределах Швейцарии.

Древнейшие письменные источники (I в. до нашей эры — I в. нашей эры) сообщают о кельтском племени гельветов и предках современных ретороманцев — ретах. Римская колонизация территории современной Швейцарии в I веке до нашей эры привела к романизации её населения. В результате завоеваний германскими племенами в V веке были заложены основы современного этнического деления: западная часть была занята бургундами, от смешения которых с романизированным кельтским населением произошли предки современных франкошвейцарцев; завоевание южных районов лангобардами связало их с Ломбардией (Северной Италией) и обусловило сложение здесь италошвейцарцев; север и центр были подчинены алеманами, германизировавшими местное население. После франкского завоевания (конец V — VI вв.) и распада империи Карла Великого (843) Швейцария была разделена между Восточнофранкским, Западнофранкским государствами и государством Лотаря, примерно соответствующими позднейшему распределению германо-, франко- и италоязычного населения.

В 1291 три альпийские общины, входившие в состав «Священной Римской империи» (будущие кантоны Ури, Швиц и Унтервальден), заключили «вечный» оборонительный союз против Габсбургов, стремившихся захватить их земли. Этим было положено начало Швейцарской конфедерации, расширение которой в XIV—XV вв. проходило в успешных войнах с Габсбургами. К конце XV века Швейцария фактически получила независимость. К началу XVI века Конфедерация представляла собой союз 13 кантонов. Дальнейшее её расширение происходило за счёт захвата так называемых зависимых земель с романоязычным населением, до начала XIX века занимавших неравноправное положение. Венский конгресс 1814—15 гарантировал «вечный нейтралитет» Швейцарии. Конституциями 1848 и 1874 было учреждено федеративное устройство Швейцарии и узаконено равноправие национальных языков швейцарцев. По мнению некоторых исследователей, наметился процесс сплочения швейцарцев в единую нацию.

Современные швейцарцы заняты в основном в высокоразвитой промышленности и индустрии туризма. Традиционное хозяйство — молочное животноводство (в альпийской зоне — отгонное). Материальная и духовная культура имеет много локальных вариантов в зависимости от этнических и географических условий.

На плоскогорье Миттельланд распространены большие деревни, в горных районах — малодворные и однодворные поселения. Традиционное сельское жилище имеет несколько типов. В Альпах распространён так называемый сенготардский (альпийский) дом с кухней и помещениями для скота в нижнем каменном этаже и жилыми верхними срубными этажами. Для франкошвейцарцев характерно одноэтажное каменное жилище под двускатной крышей, опирающейся на центральный ряд столбов, с сараем или гумном в центре, по одну сторону которого располагаются жилые, по другую — хозяйственные помещения. В Вале (Валлисе) распространены четырёх-пятиэтажные постройки, служащие жилищем для нескольких семей. Для ретороманцев характерен так называемый энгадинский дом — большая двухэтажная каменная постройка с центральным помещением (зулер), где производятся хозяйственные работы, хранится инвентарь, готовится пища, вечерами у очага собирается семья. Особенности городских построек составляют арочная конструкция нижних этажей, лоджии, закрытые дворики.

Традиционный костюм швейцарцев имеет разнообразные региональные различия. Общие черты мужского костюма — штаны длиной немного ниже колен, белая полотняная рубаха с отложным воротником, жилет и куртка. Характерна синяя полотняная блуза с круглым воротом и застёжкой на одном плече — бургундер. По праздникам — блузы из чёрного бархата с вышивкой на плечах и вокруг ворота. Традиционная одежда пастухов-зеннов — белая рубаха, красный жилет, серые или жёлтые штаны с вышитыми подтяжками, повязанный вокруг пояса цветной платок, чёрная фетровая шляпа с плоской тульёй и небольшими полями, вязаные чулки и туфли с пряжками. Женская одежда состоит из юбки, кофты, корсажа и фартука. На голову часто надевали платок, в романской части — соломенные шляпы; праздничным головным убором служит кружевная наколка; в Аппенцелле носят чепчики с веерообразными крыльями из белых и чёрных кружев. Праздничная одежда шилась из шёлка и бархата, украшалась вышивкой, серебряными филигранными украшениями.

В традиционной швейцарской пище, сохранившейся главным образом в сельских местностях, прослеживаются областные различия. В Миттельланде преобладают крупяные и мучные блюда, жители альпийских районов потребляют больше молочных продуктов, особенно сыра, ещё в XIX веке заменявшего здесь хлеб. В горных областях едят много блюд из кукурузы (у италошвейцарцев и ретороманцев распространена полента — кукурузная каша), тогда как жители Миттельланда не едят кукурузы, считая её кормом для скота.

Семья малая.

Праздники — Рождество, Масленица, Пасха, годовщины исторических событий и др. — сопровождаются процессиями, ряжением, спортивными состязаниями — стрелковыми, горнолыжными и др. Развито народное музыкальное искусство. Старейшие песни — праздничные (рождественские, новогодние, масленичные), профессиональные (пастушеские, охотничьи). Для германошвейцарцев характерно многоголосое пение, для горцев — горловое пение (йодль). До сих пор исполняются исторические песни о борьбе за освобождение, бургундской войне и др., относящиеся к XIII—XIV векам. Знамениты легенды о Вильгельме Телле и других борцах за независимость. Традиционные крестьянские оркестры состояли из скрипки, виолончели, контрабаса и цимбал; сейчас популярен аккордеон. В западной Швейцарии преобладают духовые инструменты. Характерны различные трещотки, колокольчики, бубны, так называемый альпийский рожок — длинная (около 1,5 м) деревянная труба.

© 2008—2017 Etnolog.ru