Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Слэйви

Страны проживания: Канада
Регион проживания: Северная Америка

СЛЭЙВИ (от английского перевода названия «невольник», данного кри), этчареотины (устаревшее), индейский народ группы северных атапасков в Канаде (Северо-Западные территории, провинции Британская Колумбия и Альберта). Численность 4 тыс. человек. Традиционная территория — по реке Маккензи, от западной части Большого Невольничьего озера до реки Большой Медвежьей, и между реками Маккензи, Лайрд, Форт-Нельсон и Хей. Основная часть слэйви живёт в резервациях по рекам Хей и Форт-Нельсон, у озера Хей и в поселках Форт-Симпсон, Форт-Провиденс, Форт-Лайрд, Форт-Норман и др.

Общего самоназвания и этнического самосознания не имели. В XX веке используют название «слэйви» в английской речи. В конце 1970-х годов слэйви района Аппер-Хей-Ривер приняли вместо слэйви название «дене-тха» (от «денедха» — «настоящие люди» в языке слэйви). Говорят на субдиалектах диалекта слэйви (3 тыс. носителей) языка слэйви-хэйр. Носители других диалектов этого языка (хэйр, беарлейк, маунтин) также порой используют самоназвание « слэйви». Для межэтнического общения слэйви употребляют английский язык. Слэйви — католики и протестанты (англикане).

Традиционная культура типична для индейцев Субарктики (см. Индейцы). Основные занятия — охота, рыболовство, собирательство. Охотились на крупную (лось) и мелкую дичь, главным образом с помощью ловушек, на крупную дичь на переправах и открытых местах — с помощью копий и луков; бобров убивали дубинками при появлении из хатки.

Пищу варили в водонепроницаемых сосудах, плетённых из еловых корней, иногда обмазанных глиной, также из коры.

Жилище двух типов: коническое (подобие типи), крытое корой или шкурами лося, и низкое продолговатое с бревенчатыми стенами и двускатной крышей из еловых сучьев с дымовым отверстием.

Одежда из лосиных шкур. Мужчины татуировали щеки, прокалывали носы. Употребляли ткацкий станок в форме лука и иглы дикобраза как декоративный материал.

Основная социальная и экономическая единица — экзогамная локальная группа (10—20 человек). Вся добыча делилась внутри группы, которую возглавлял удачливый охотник (он же иногда знахарь). Летом группы собирались у водоёмов в лагеря по 200—250 человек. Межгрупповые отношения имели бесконфликтный характер. Родовая организация отсутствовала. Выбор брачного поселения свободный; в районе Форт-Нельсона преобладал матрилокальный брак. Известны левират, сорорат, обмен сёстрами, полигиния.

Традиционные культы — вера в зооморфных духов-хранителей (Волк и Ворон считались демиургами).

Контакты с европейцами с 1789 (путешествие А. Маккензи). В конце XVIII—XIX вв. на территории слэйви развёрнута сеть английских торговых постов («фортов»). Во второй половине XIX — начале XX вв. — деятельность миссионеров и христианизация слэйви. До начала XX века традиционная материальная культура слэйви (до середины XX века и социальная организация) изменились мало. Изготовление каменных орудий продолжалось до конца XIX века. Сезонные сборы групп с XIX века стали проводиться у торговых постов и миссий на Рождество и Пасху.

Отношения слэйви с белыми, жизнеобеспечение которых зависело от индейцев, были почти исключительно мирными. С ростом цен на пушнину во время 1-й мировой войны распространилось трапперство, слэйви стали шире использовать покупные товары. Во второй половине XX века, с развитием коммуникаций и государственных социальных программ, аккультурация слэйви усилилась, они вовлечены в товарно-денежные отношения, пользуются мотонартами, моторными лодками и другими современными средствами. С конца 1960-х годов активизируется борьба слэйви за контроль над своей территорией. Ведётся преподавание навыков традиционной культуры.

© 2008—2017 Etnolog.ru