Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Суданцы
Страны проживания: Судан, Чад
Регион проживания: Африка
СУДАНЦЫ, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. — в долине Нила; хасанийя, руфаа — на Белом Ниле; фунги и др. — на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. — на юге Красноморской провинции; багтара — в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. — к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы — мусульмане-сунниты.
Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX—X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.
Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881—1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.
В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура — хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью — потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана — сбором ароматических смол.
Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила — круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.
Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор — тюрбан.
Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго — мизр) и местные блюда.
Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая «своё» племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.
|