Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Танаина

Страны проживания: США
Регион проживания: Северная Америка

ТАНАИНА, танайна (от самоназвания дэнайна — «люди»), русские кенайцы (от «кэнаиют» — название танаина в языке алутиик), индейский народ группы атапасков в Южной Аляске (США), на территории, прилегающей к заливу Кука. Язык танайна, вытесняемый английским языком, имеет 4 диалекта: верхний (залива), внешний (залива), внутренний и илиамна. Численность — около 1 тыс. человек, в том числе около 250 человек говорят на языке танайна. Танаина — православные и частично протестанты, христианство у танаина синкретически соединено с элементами традиционных верований.

Традиционная культура типична для индейцев Субарктики (см. Индейцы), кроме элементов, связанных с незавершённой адаптацией к морским условиям и влиянием эскимосов. Танаина — единственные из северных атапасков, имеющие широкий выход к океану. Занимались рыболовством (лосось) и охотой (лось, медведь, куропатка и др.). Промышляли тюленей в заливе Кука и на озере Илиамна, в заливе — также белух. Осенью совершали походы для промысла оленей-карибу и горных баранов. Употребляли покупную самородную медь. Жили полуоседло в зимних селениях (оседло — в заливе Качемак на полуострове Кенай), покидая их на весну — осень для рыбной ловли и охоты. Зимнее жилище — многосемейные полуземлянки (для всего линиджа) с примыкающими небольшими камерами (парильни, комнаты для менструирующих женщин и др.), в рыболовецких лагерях — односемейные жилища из брёвен и деёрна, на охотничьих стоянках — палатки из бересты или шкур. В XIX веке, под влиянием русских, перешли к наземным постройкам, но присыпая бревенчатые стены землёй. Наряду с обычной для атапасков одеждой, имели водонепроницаемые сапоги из кожи лосося и парки из китовой мембраны. Прокалывали губы (вставляя лабретки) и нос. Активно участовали во внутри- и межплеменной торговле. Транспорт: зимой — снегоступы, летом — каноэ из бересты или шкур, заимствовали у эскимосов кожаные лодки каяк и умиак, при перевозке грузов использовали собак, с середины XIX века — собачьи упряжки, в XX веке — парусные и моторные лодки, с 1960-х гг. — мотонарты.

Делились на три региональные группы с тенденцией к эндогамии и определёнными культурно-языковыми различиями: кенайскую (внешний диалект, западная часть полуострова Кенай); внутреннюю (верховья рек Стони-Ривер и Мулчатна и озера Кларк — внутренний диалект, северо-восточный берег озера Илиамна — диалект илиамна); суиситна (западный берег залива Кука — внешний диалект, бассейн северной части залива Кука, в том числе нижнее и среднее течение реки Суситна — верхний диалект).

У танаина существовали 11—18 экзогамных матрилинейных родов (с делением на линиджи) и две экзогамные фратрии. Лидерами линиджей, традиционной элитой, были богатые люди, выдвинувшиеся благодаря охотничьим и воинским способностям, лидерским качествам, накопленному богатству и щедрости. Они наиболее активно участвовали в торговле. Характерны элементы престижной экономики (потлачи). Родовая собственность на промысловые угодья контролировалась лидером-богачом, который перераспределял блага, добытые сородичами (их приверженность лидеру была добровольной). Возможность накапливать богатства была и у женщин. Сокровищем и меновым эквивалентом служили раковины денталиум, позднее также бисер. Наследование определялось отношениями авункулата. Брак — с отработками за жену (год и более), выбор брачного поселения — свободный, преобладал авункулокальный брак, известен также матри- и неолокальный. Для богатых характерна полигиния (главным образом сороральная). Известны кросскузенный брака, сорорат. Богатые владели рабами (главным образом эскимосы); через несколько лет рабам могла предоставляться свобода; престиж богача возрастал, если вольноотпущенник оставался с ним. Существовала кровная месть (в том числе фратриальная, с войнами, в которых пленных не порабощали, а за выкуп отпускали) и выкуп за убитого.

В основе религии — шаманизм. Существовали мифы о культурном герое и трикстере Вороне, циклы преданий (сукду) о сверхъестественных существах, о животных (тотемизм), охотничьи культы.

Контакты с англичанами с 1778 (Дж. Кук), с 1785 — с русскими. В 1786—87 на территории танаина возникают первые русские селения. В конце XVIII века — столкновения танаина с русскими (в XIX веке прекратились). До продажи Аляски США (1867) танаина формально входили в состав Русской Америки, фактически оставаясь независимыми. На территории танаина находились русская Николаевская (устье р. Кенай) и Георгиевская крепости. Русские и креолы женились на индеанках танаина, давая начало новому креольскому населению. Танаина были вовлечены в пушную торговлю с Российско-Американской компанией. Часть танаина (по реке Суситна) посредничала в торговле с племенами внутренней Аляски. Русские оказали определенённое культурное влияние на танаина. В языке танайна — свыше 300 заимствований из русского языка. С конца XVIII века среди танаина действовали православные миссионеры, но христианизация была медленной и слабой. Православие среди танаина распространяется главным образом после 1845.

Эпидемии 1836—40 и конца XIX — начала XX вв., сокращение ресурсов в результате деятельности американских рыбопромышленников, распад традиционных социальных связей вели к сокращению численности танаина. Трапперство, распространившееся в XIX — начале XX вв., приходит в упадок. Традиционная социальная система (модифицированная пушной торговлей) исчезла в первой половине XX века. У некоторых групп сохранились пережитки родовой экзогамии.

Современные танаина обитают в посёлках на реке Стони-Ривер, озёрах Кларк и Илиамна, по берегам залива Кука (в том числе поселок Кенай, город Анкоридж), в среднем течении реки Суситна (поселок Талкитна). Основные занятия — коммерческое рыболовство (на арендованных или собственных судах), работа по найму в строительстве и других отраслях, коммерческие авиаперевозки на собственных небольших самолётах, обслуживание в качестве гидов туристов (рыболовов и охотников). С середины XX века часть танаина получает долю доходов от нефтедобычи. Трапперство имеет малое значение.

В ряде районов сохраняются традиционные занятия (у внутриматериковых танаина — охота на карибу). Действуют деревенские советы с выборным мэром. Созданы индейские организации, в том числе корпорация по управлению средствами, полученными от правительства США в 1971 в виде компенсации.

На языке танайна создана письменность (на латинской основе). Предпринимаются попытки сохранения культурного наследия.

© 2008—2017 Etnolog.ru