Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 
главная / народы мира / Татары сибирские

Татары сибирские

Страны проживания: Россия, Казахстан
Регион проживания: Азия

Татары сибирские. Татарка читинская.
ТАТАРЫ СИБИРСКИЕ, сибиртар, сибиртатарлар (самоназвание), народ в России (около 190 тыс. человек в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях). Живут также в Казахстане, некоторых странах Средней Азии и Турции (всего около 20 тыс. человек). Этнические группы — тоболо-иртышская (включает курдакско-саргатских, тарских, тобольских, тюменских и ясколбинских татар), барабинская (включает барабинско-туражских, любейско-тунусских и теренинско-чойских татар), томская (включает калмаков, чатов и эуштинцев).

Язык — сибирско-татарский. имеет диалекты: тоболо-иртышский (говоры: тарский, тевризский, тобольский, тюменский, заболотный), барабинский и томский (говоры: калмакский и эуштинско-чатский). Бульшая часть верующих — мусульмане-сунниты. Часть татар сибирских придерживается традиционных верований.

В наиболее общем виде этногенез татар сибирских представляется в настоящее время как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племён и народностей, вошедших в состав разных групп этой этнической общности. Проникновение тюрков в эти районы происходило в основном двумя путями — с востока из Минусинской котловины и с юга из Средней Азии и Алтая. Видимо, первоначально территорию заселения татар сибирских заняли древние тюрки Тюркских каганатов. В Томском Приобье определённую роль в формировании тюркоязычного населения сыграли кыргызские и телесские племена. Автохтонными тюркскими племенами в составе татар сибирских считаются аялы, курдаки, туралы, тукузы, саргаты и др. Возможно, именно древнетюркские племена, а не кыпчаки, появившиеся позднее (в XI—XII веках), составили основной этнический компонент на первом этапе этногенеза татар сибирских. В IX—X веках на территорию Томского Приобья продвигались кимаки — носители сросткинской археологической культуры. Из их среды вышли кыпчакские племена и народности. В составе татар сибирских зафиксированы племена и роды хатанов, кара-кыпчаков, нугаев. Наличие в тоболо-иртышской группе племён мрассы и кондомы указывает на их этногенетическую связь с шорскими племенами. Позднее в состав татар сибирских вливались жёлтые уйгуры, бухарцы-узбеки, телеуты (в тарскую, барабинскую и томскую группы), казанские татары, мишари, башкиры, казахи. Они, за исключением жёлтых уйгуров, и усилили кыпчакский компонент в составе татар Западной Сибири.

Подавляющую массу сибирских бухарцев составляли узбеки и таджики, кроме того, в их составе встречались уйгуры, казахи, туркмены и, видимо, каракалпаки, а в Сибири в них вливались в отдельных случаях сибирские и казанские татары.

После монгольских походов XIII века территория татар сибирских входила в Золотоордынское государство, образованное ханом Батыем. Наиболее ранние государственные образования сибирских татар — Тюменское ханство (в XIV веке с центром в Чимге-Туре, на месте современной Тюмени), в конце XV — начале XVI вв. — Сибирское ханство (по названию поселения Сибирь или Кашлык). Рост хозяйственных и культурных связей, родственность языков и другие факторы приводили к возникновению новых надплеменных этнических общностей. В XIV—XVI веках сложились основные группы сибирских татар.

Этническая история татар сибирских в рамках Русского государства была непростой. Это связано с огромной территорией расселения их в Западной Сибири, определённой разобщённостью, контактами со многими народами, со сложным социальным составом и многими другими факторами. Постепенно стабилизировались этнические территории татар сибирских, хотя отдельные их перемещения наблюдались в конце XIX—XX вв. Несмотря на возникновение у них территориальной разобщённости в составе Российского государства, существовала взаимосвязанность тоболо-иртышских, барабинских и томско-обских тюркоязычных групп, которая создавала возможность для развития консолидационных процессов татар сибирских.

В бывшем СССР этническая структура татар сибирских мало изменилась. У барабинцев исчезло представление о делении их на группы и племена, лишь в отдельных селениях сохраняются знания о тугумах — генеалогических группах. У тоболо-иртышских и томских татар ослабли, но полностью не исчезли представления о делении на субэтнические группы. По мнению одних учёных, татары сибирские — самостоятельный народ, другие учёные указывают на незавершённость их консолидации в единый этнос, считая, что они представляют собой скорее всего не вполне сформировавшуюся этническую общность. Сибирские бухарцы окончательно вошли в состав татар сибирских к середине XX века. В 1960—80-е годы имели место активные процессы сближения и частичного смешения татар сибирских с волго-уральскими татарами. Во всех переписях населения страны в бывшем СССР татары сибирские включались в состав татар.

Татары сибирские расселены в основном в средней и южной частях Западной Сибири от Урала и почти до Енисея. Селения их разбросаны среди русских деревень, часть русских проживает в самих татарских селениях и составляет в них порой 15—30% всего населения. Значительные группы татар сибирских живут в городах Тюмени, Тобольске, Омске, Таре, Новосибирске, Томске и др. Былая компактность их расселения в городах в татарских слободах исчезла. В городах Западной Сибири осели и многие волго-уральские татары. все тюркские группы, относившиеся к татарам сибирским, в конце XVII века насчитывали 16 тыс., в конце XVIII века — свыше 29 тыс., в конце XIX века — свыше 47 тыс. человек. Численность сибирских бухарцев составляла в начале XVII века 1,2 тыс., в конце XIX века — 11,5 тыс. человек. Численность волго-уральских татар-переселенцев в Сибирь вплоть до 1860-х гг. росла медленно: в 1858 их было на Западно-Сибирской равнине всего 700 человек. К 1897 их количество возросло до 14,4 тыс. человек. По переписи 1926 татар сибирских насчитывалось 90 тыс., а всех татар (т. е. включая волго-уральских) — 118,3 тыс. человек.

Традиционные занятия — земледелие (у некоторых групп оно существовало до прихода в Сибирь русских) и скотоводство. У барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, а у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар — речное рыболовство и охота. Разводили крупный рогатый скот и лошадей. В южной части региона выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо.

Ремёсла — кожевенное дело, изготовление верёвок из липового лыка (тюменские и ясколбинские татары), вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались торговлей, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах), извозом.

Общественный уклад на протяжении веков существенно менялся. В период Сибирского ханства существовала соседская территориальная община, при наличии у барабинцев, ясколбинцев и др. традиций родо-племенных отношений, исчезнувших с присоединением Сибири к Российскому государству. Основную массу татарского населения Западной Сибири до реформы М. Сперанского, осуществлённой в конце первой четверти XIX века, составляли ясачные — рядовые общинники. Помимо них среди татар сибирских были группы служилых татар-казаков, захребетных (зависимых) татар, оброчных чувальщиков (платили подать с чувала-печи), а также категории дворян, купцов, мусульманских духовных лиц и др. По «Уставу об инородцах» 1822 почти все татары сибирские и сибирские бухарцы были переведены в категорию оседлых инородцев. Социальный и профессиональный состав татар Сибири в бывшем СССР существенно изменился. Группы руководителей, специалистов, служащих, механизаторов, квалифицированных рабочих составляют среди барабинцев более 50%, а среди тоболо-иртышских и томских татар — 60% всего сельского населения.

Основной формой семьи у татар сибирских в XVIII — начале XX вв. была малая семья (в среднем по 5—6 человек). В последние десятилетия семья состоит из двух (реже из трёх) поколений и насчитывает 3—5 человек.

Свои селения называли аулами или юртами, среди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак.

Для деревень татар сибирских характерны приречные и приозёрные типы поселений. С сооружением дорог появились притрактовые селения. В конце XIX — начале XX вв. для большинства их поселений характерной являлась правильная прямолинейная планировка улиц. В некоторых пунктах прослеживались и другие черты — кривизна улиц, повороты, закоулки, некоторая разбросанность жилищ и т. п. Дома ставили по обе стороны улицы, редко встречалась в прибрежных селениях односторонняя застройка.

В XVII веке бытовали в качестве жилищ землянки и полуземлянки. Но издавна татарам сибирским известны были наземные срубные постройки, а также глинобитные, дерновые и кирпичные жилища. Срубные юрты в XVII—XVIII веках были низкие, имели небольшие двери (пролезали в них на корточках), без окон, дневной свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше. Позднее строили дома по образцу русских, некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники — каменные дома. В интерьере домов татар сибирских в каждой группе были свои особенности, но центральное место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли всю необходимую мебель. В домах были ещё столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась другая мебель — шкафы, стулья и т. п. Отапливались дома печами — чувалами с открытым очагом, но некоторые татары пользовались и русскими печами. Лишь немногие дома украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом.

Чаще узорами украшали одежду, головные уборы и обувь. Нательной одеждой служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы — длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы — безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шёлковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В XIX — начале XX вв. среди части татар сибирских распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин — платья.

Из женских головных уборов специфически местной была налобная повязка (сараоч, сарауц) с твёрдой, обшитой тканью вокруг картона и украшенной позументами и бисерными вышивками передней частью. Праздничными головными уборами были калфаки (колпак). Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрической формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлочные шапки, зимние шапки разных видов, в том числе с лопатообразным выступом сзади. Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичиги, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др. Многочисленны женские украшения — браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетки, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

В пище преобладали мясо-молочные продукты. Молочные продукты — сливки (каймак), масло (май), разновидности творога и сыра, особый вид кислого молока (катык), напиток айран и др. Мясо — баранина, говядина, конина, домашняя птица; свинину не употребляли; из диких животных — зайчатина, лосятина. Супы: мясной (шурпа), пшённый (тарык урэ), перловый (куцэ урэ), рисовый (корец урэ), рыбный, мучные — из лапши (онаш, салма, умац), жидкого теста (цумара) и поджаренной на масле муки (пламык). Употребляли каши, талкан — блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке, из мучных блюд ели лепёшки (пэтер), пшеничный и ржаной хлеб, баурсаки — крупные, жаренные в масле кусочки из сдобного теста, сансу (вид баурсаков) — жаренные в масле длинные ленты теста («хворост»), пироги с разными начинками (пэрэмэц, балиш, сумса), блюда наподобие блинов (коймак), халву (алюва) и др. Напитки: чай, айран, частично кумыс, некоторые виды шербета и др.

Из народных праздников ежегодно отмечают сабантуй.

Из мусульманских праздников наиболее широкое распространение имеют Ураза (рамазан) и Курбан байрам. В некоторых деревнях татары сибирские ещё во второй половине XIX века действовали служители древних языческих культов. Среди части барабинских и томских татар вплоть до 1920-х годов встречались шаманы (камы), которые лечили больных и камлали во время жертвоприношений. Из домусульманских верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов — хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифологические представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей).

© 2008—2017 Etnolog.ru