Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Тлинкиты
Страны проживания: США, Канада
Регион проживания: Северная Америка
ТЛИНКИТЫ, тлингит (самоназвание — «люди»), индейский народ в США (юго-восток штата Аляска) и Канаде (провинция Британская Колумбия и территория Юкон). Численность свыше 14,3 тыс. человек. Говорят на языке тлинкит (тлингит) макросемьи на-дене. Диалектное членение слабое, соответствует территориальному делению на 4 группы: южные (береговые), северные (береговые), залива Аляска и внутриматериковые. Распространён английский язык. Тлинкиты — православные и протестанты (пресвитериане, «Армия спасения»).
Традиционная культура типична для индейцев северо-западного побережья (см. Индейцы). Культура внутриматериковых тлинкитов — результат адаптации к условиям субарктических Кордильер. Основные традиционные занятия — рыболовство (лосось, палтус и др.), охота (медведь, пушные звери, копытные, а также тюлень, морская выдра), собирательство. Для ловли палтуса использовали характерные V-образные крючки. В доконтактный период выращивали табак, его сушёные листья толкли, смешав с древесным углём и смолой, скатывали в шарики, которые сосали.
Были высоко развиты ремёсла: обработка дерева (резные лари и сосуды, тотемные столбы и другие эмблемы, каноэ различных типов), плетение, ткачество. Из шерсти снежной козы ткали знаменитые чилкатские «одеяла» — наплечные накидки, из рогов делали ложки с резной ручкой. Знали холодную ковку меди. Вели интенсивную торговлю широким кругом товаров, включая рабов, с соседними народами.
Современные тлинкиты заняты главным образом в рыболовстве и рыбоконсервной промышленности, на лесоразработках.
Существовали социальная дифференциация (со сложным ранжированием социального статуса), рабство, престижные занятия, потлач. Тлинкиты делились на матрилинейные экзогамные фратрии — Ворона и Волка (Орла на севере) и роды (около 30), подразделявшиеся на линиджи и сублиниджи, обитавшие в различных куанах. Ввиду сильной сегментации большинства родов их функции были ограничены, им принадлежали права на определенные легенды, танцы, имена, эмблемы, на духов-покровителей.
Базовой социально-экономической и потестарной единицей выступал локализованный линидж — основа родовой общины, делившейся на большесемейные домохозяйства (с сублиниджами в их основе). Роды, как и их сегменты, не были равны по статусу, который определялся их экономическим потенциалом, выраженным в количестве имущества, розданного на потлаче. Собственность на промысловые угодья принадлежала линиджу и сублиниджу, ими распоряжалась родовая элита, главным образом главы домохозяйств. Вождём линиджа (анкау) был глава его ведущего сублиниджа. Родовая аристократия (анъяди) возвышалась над простыми общинниками, свободными низкого статуса и рабами. Анъяди и общинники делились на ранги, главным образом определявшиеся накопленным и розданным на потлаче богатством. Для простого общинника фактором социальной мобильности мог стать профессиональный талант, например ремесленника. Богатство воплощалось в особых медных пластинах, рабах, раковинах денталиум и др.
Были предпочтительны браки между равными по статусу и с представителем рода отца (включая его брата, сестру). Нарушение фратриальной экзогамии каралось смертью. Только род нехеди (возможно, ассимилированная группа цимшиан) мог заключать браки с обеими фратриями. Были распространены кросскузенные браки, полигиния (в том числе сороральная), сорорат и левират, отработки за невесту. Брачное поселение — билокальное, авункулокальное и патрилокальное. Тлинкиты были воинственны, имели доспехи из деревянных пластин и лосиной кожи, деревянные шлемы, массивные кинжалы из меди и железа.
Традиционные верования — тотемизм, магия, анимизм, шаманизм. Имели богатую мифологию. Главный герой мифов Ворон-Йель — демиург, культурный герой и трикстер. Характерны родовые предания, мифы о подземной старухе Агишануку и её брате — Птице Грома и др. Было развито искусство наскальных изображений.
По преданиям, прародина тлинкитов находилась к юго-востоку от их этнической территории, в районе устьев рек Насс и Скина. Экспансия тлинкитов на север и северо-запад (с ассимиляцией индейцев эяк и атапасков) продолжалась и в XVIII—XIX вв. В XVIII — первой половине XIX вв. Тлинкиты делились на 14 территориальных подразделений (куан) — Аук, Чилкат, Ситка, Якутат, Стикин и др. Традиционная территория включала архипелаг Александра и материковое побережье от залива Айси-Бей на северо-западе до залива Портленд на юго-востоке. В XIX—XX веках тлинкиты куана Таку через верховья реки Таку заселили районы в верхней части бассейна реки Юкон (озёра Атлин и Теслин), образовав группу внутриматериковых тлинкитов (современная численность — свыше 411 человек).
Первый контакт с европейцами (русскими) в 1741 (А. И. Чириков), регулярные контакты — с 1775 (испанцы, затем англичане, американцы и др.), с русскими — с 1788. В конце XVIII века на территории тлинкитов основаны первые русские крепости (разрушены в начале XIX века). Тлинкиты оказали вооруженное сопротивление русской колонизации в 1802—05 и сохранили независимость. Формально почти вся территория тлинкитов входила в состав Русской Америки, административным центром которой, город Ново-Архангельск (современный Ситка), находился на острове Баранова, рядом с селением тлинкитов Ситка-куана. Русские называли тлинкитов и другие народы северо-западного побережья «колоши» или «колюжи».
Тлинкиты вели интенсивную торговлю с русскими, американцами и англичанами, поставляя пушнину (мех морской выдры и др.), а в Ново-Архангельск также продовольствие (в том числе картофель, культуру которого заимствовали у русских). Вели посредническую торговлю (тлинкиты Ситки — с другими куанами, Стикина и Чилката — с атапасками). Русским миссионером И. Е. Вениаминовым (Святой Иннокентий) была создана письменность на языке тлинкит с алфавитом на основе кириллицы (ныне не употребляется). Характерны связи и браки русских с индеанками тлинкитов и метисация. Православие, однако, в этот период не получило распространения. Только в конце XIX — начале XX вв., как реакция на распространение протестантизма и соответствующие ассимиляционные процессы, произошёл массовый переход части тлинкитов в православие.
После 1867 территория тлинкитов колонизована США, которые убедили тлинкитов в своём военном превосходстве (разрушение поселка Ангун в 1882 и другие акции). Основная территория тлинкитов перешла во владение государства в 1907 как «Тонгасский национальный лес». В 1912 тлинкиты создали «Аляскинское туземное братство» для содействия развитию и борьбы с дискриминацией. Для управления возвращённой в 1971 частью земель тлинкитов и хайда Аляски образовали Региональную корпорацию «Сиаляска» и 10 поселковых корпораций: они активно занимаются лесозаготовками и рыболовством. Усилилась миграция: в 1985 оценочно свыше 40% членов «Сиаляска» жили за пределами Юго-Восточной Аляски; многие поселились в городах. Значительная часть тлинкитов живёт в традиционных селениях, восприняв многие элементы современной американской материальной культуры. Значение родовой системы упало, но сохранились большесемейные связи, многие родовые традиции и некоторые традиционные институты (в том числе адопции), практика потлачей, отчасти язык, традиционная пища и ремёсла (к ним в XIX веке добавилось изготовление украшений из серебра). С 1970-х гг. традиционная культура тлинкитов переживает возрождение.
|