Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Цимшиан
Страны проживания: Канада, США
Регион проживания: Северная Америка
ЦИМШИАН (от самоназвания прибрежных и южных цимшиан, буквально — «внутрь реки Скина»), группа индейских народов в Канаде (тихоокеанское побережье от залива Портленд до пролива Милбанк на юге, реки Насс и Скина) и США (остров Аннет, с XIX века). Включает народы нишга (река Насс), гитксан (верховья реки Скина), прибрежных цимшиан (нижнее течение реки Скина и прилегающее побережье) и южных цимшиан (побережье и острова к югу от прибрежных цимшиан). Численность в Канаде — свыше 9,5 тыс., в США — 1,3 тыс. человек, в том числе нишга — около 2,9 тыс., гитксан — около 3,1 тыс., прибрежных и южных цимшиан — 3,5 тыс. человек. Языки образуют семью цимшиан: насс-гитксан (диалекты нишга, западных и восточных гитксан) и прибрежный цимшиан (диалекты прибрежных и южных цимшиан). Распространён также английский язык. Цимшиан — протестанты (англикане, пресвитериане, методисты и др.).
Традиционная культура типична для индейцев северо-западного побережья Северной Америки (см. Индейцы). Традиционные занятия — рыболовство (рыба-свеча, лосось, палтус), сухопутная и морская охота, собирательство (водоросли, отложенная икра сельди, моллюски, птичьи яйца, ягоды, камбий ели, хемлока и сосны), ремёсла (резьба по дереву, плетение и др.). Устье реки Насс в период весеннего промысла рыбы-свечи было крупнейшим центром межплеменной торговли цимшиан, хайда и тлинкитов.
У цимшиан существовали 4 экзогамных тотемных матрилинейных фратрии (птех, или птек): Ворона, Орла, Волка, Косатки — составляющих на уровне поселений дуальную организацию. Каждая фратрия обладала парой тотемов (например, фратрия Орла — орёл и бобр), служивших основой для родовой и индивидуальной эмблематики. Основная социальная единица — матрилинейный род, иногда совпадавший с домохозяйством, — так называемый «дом» (валп, или вилп), владевший промысловыми угодьями, которые могли быть отчуждены — подарены или проданы — другому роду. Собственностью рода распоряжался наследственный вождь. Каждое поселение обычно включало по нескольку домохозяйств, вождём его был вождь самого знатного валпа. Социальный статус определялся рангом, отражённым в имени-титуле, которое наследовалось или приобреталось на потлаче. Основные социальные слои: знать (смкикет — «настоящие люди»), обладатели низкоранговых имён (ликакикет — «другие люди»), свободные, не имевшие полученного на потлаче имени (вахаайин — «безродные») и рабы (пленники и их потомки). Для знати характерны эндогамия и браки со знатью соседних народов. Дети от неравных браков наследовали статус низшего из партнёров. Были предпочтительны кросскузенные браки с авункулокальным поселением. Полигиния редка (у вождей). Специфично наделение детей именами, которые описывают состояние или поведение основных тотемных животных противоположной (отцовской) фратрии. Существовали 4 тайных общества, заимствованные у северных вакашей незадолго до появления европейцев. Характерна вера в реинкарнацию предков. Развита мифология. Среди мифов — сюжеты о культурном герое и трикстере («цикл Ворона»), истории родов.
Доконтактная численность цимшиан — 8—14,5 тыс. человек. Контакты с европейцами — с конца XVIII — начала XIX вв. В 1831 в устье реки Насс Компанией Гудзонова залива основан Форт-Симпсон — торговый центр, у которого сконцентрировалось до 4 тысяч цимшиан. В 1850—80-х гг. среди цимшиан активно действовали протестантские миссионеры, проходила ускоренная аккультурация. Община христианизированных цимшиан, основанная в 1862 в Метлакатле англиканским проповедником У. Дугласом, в 1887 в числе около 830 человек мигрировала на Аляску и основала новый поселок Метлакатла на острове Аннет в архипелаге Александра. С 1876 на территории цимшиан возникают рыбоконсервные заводы. Во второй половине XIX века места традиционного расселения цимшиан выделены в небольшие резервации. К концу XIX века численность цимшиан сократилась до 3,5 тыс. человек, в XX веке начался её рост.
В конце XIX — начале XX вв. нишга ассимилировали остатки атапасков цецаут, гитксан и др. Цимшиан оказали сильное влияние на атапасков карриер (тотемная эмблематика и др.), которое сохраняется до настоящего времени.
Около половины современных цимшиан живёт в резервационных посёлках, образуя официально признанные общины (бэнд). Сочетают коммерческое рыболовство, работу по найму на лесозаготовках, рыбоконсервных предприятиях и в социальной сфере (образование, управление, церковь) с традиционными занятиями (рыболовство, охота, собирательство), дающими в деревнях около половины потребляемого продовольствия. Цимшиан-рыбаки входят в Туземное братство Британской Колумбии, представляющее интересы индейских рыбаков. Продолжают весенний промысел рыбы-свечи в устье реки Насс. Ряд общин (главным образом на побережье) владеют промышленными предприятиями. Элементы европейской культуры, внедрённые миссионерами, сочетаются с традиционными, особенно в социальных отношениях. Наряду с английскими именами сохраняются традиционные имена-титулы, которые по-прежнему передаются на пирах, в том числе поминальных (модифицированных потлачах). Помимо выборных советов общин-бэнд действуют 3 племенных совета: у нишга — с 1955, у гитксан — с 1968 (вместе с частью карриер — Племенной совет Гитксан-Вет'сувет'ен), у южных и прибрежных цимшиан — с 1980 (Северный прибрежный племенной совет). Степень аккультурации у отдельных народов цимшиан различна. Южные и прибрежные цимшиан составляют 7 общин-бэнд (крупнейшая — Порт-Симпсон), сохраняют матрилинейную фратриальную структуру при тенденции к патрилинейному наследованию. В 1970-е гг. возобновился интерес к традиционным церемониям и искусству. В деревне Китасу (Клемту) живут совместно с хайхайс (см. Вакаши). Нишга живут в 4 деревнях по реке Насс, возникших в результате сселения других деревень, часть — в городах, в том числе на Аляске. В селениях сохраняются власть вождей и влияние знати, традиционная социальная структура и система землевладения. Ведут борьбу за возврат своих земель по реке Насс. Гитксан образуют 6 общин-бэнд. Семья — малая. Сохраняется фратриальная экзогамия, продолжается практика потлачей и водружения тотемных столбов (в деревнях гитксан сохраняется их самое многочисленное собрание на северо-западном побережье). Роды при сокращении численности обычно восполняются за счёт адопции. С конца 1960-х гг. возрождаются традиционные художественные ремёсла (резьба по дереву и др.), около поселка Хейзелтон создана деревня-музей традиционной культуры Кзан.
Община в Метлакатле (остров Аннет, штат Аляска, США; с 1891 — резервация) включает потомков всех народов цимшиан (в основном прибрежных), а также тлинкитов, хайда, метисов. Около 100 человек прибрежных цимшиан сохранили язык. Имеет самоуправление (городской совет), владеет рыбоконсервным заводом, занимается лесозаготовками. С конце XIX века идёт постоянная борьба между пресвитерианской и англиканской фракциями. Сохраняются пережитки матрилинейных тотемных групп (не совпадающих с традиционными), ранговой системы. Существует нативистское движение.
|