Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Тсвана

Страны проживания: Ботсвана, ЮАР, Зимбабве
Регион проживания: Африка

Тсвана. Знатная женщина.
ТСВАНА (самоназвание), чуана, бечуаны, народ группы банту, основное население Ботсваны (бассейн верхнего течения реки Лимпопо), пограничных районов ЮАР и Зимбабве. Общая численность 4,8 млн. человек, в том числе в Ботсване 1 млн. человек, в ЮАР 3,7 млн. человек. Близки суто (иногда называются западными суто) и тсонга. Язык — сетсвана (сечуана). Распространён английский язык, в ЮАР также язык африкаанс. Письменность на основе латинской графики. Часть тсвана — христиане, большинство сохраняет традиционные верования.

В Южной Африке племена, составившие основу тсвана, появились в XV—XVI веках с одной из поздних волн переселений банту, потеснив коренных жителей — сан (бушменов). Входили в племенное объединение суто (нгуни). Формирование народа тсвана проходило в XIX—XX веках при усилившемся натиске англичан и африканеров (буров), в 60—80-х годах XIX века захвативших земли тсвана.

Основные традиционные занятия тсвана — скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот) и мотыжное земледелие (на востоке и севере Ботсваны): сорго, бобовые, бахчевые, маис, сахарный тростник. Растёт отходничество.

У тсвана сохраняются деление на племена, общинная собственность на землю, уравнительное пользование угодьями, общинное самоуправление. Выделились племенная знать и зажиточный слой. Была развита система клиентелы, аренда скота на выпас. У рядовых общинников ещё бытуют остатки большесемейной организации. Сохранились многие черты традиционного быта тсвана. Сохранились возрастные классы, формируемые во время инициаций (каждые 4—7 лет), бывшие основой военной организации. Брачный выкуп (скот) не возвращался при разводе.

Глава вождества выполнял и ритуальные функции — совершал обряды вызывания дождя, начала сельскохозяйственных работ, участвовал в празднике первинков. Наследование прямое, от отца к сыну.

Жилище — круглая в плане глинобитная хижина на лёгком деревянном каркасе с травяной конической крышей. Поселения круглого типа, на холмах, крупные (до 3000 хижин) с резиденциями вождей и нескольких мелких составляли вождество. В центре каждого поселения находилась «котла» — судейская площадь.

Традиционная одежда — каросс (плащи из кожи, которыми тсвана снабжали всех соседей), набедренная повязка и передник — уступила место современной одежде из дешёвых тканей.

Пища преимущественно молочно-растительная, мясо употребляется редко.

Деградирует некогда высоко развитое прикладное искусство (резная орнаментика, плетение циновок и выделка ковриков из шкур животных, гармоничных по цвету и композиции). Традиционные верования — культ предков, тотемизм. Сохраняются традиционная духовная культура, богатый фольклор, в том числе музыкальный и танцевальный.

© 2008—2017 Etnolog.ru