Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Вемале
Страны проживания: Индонезия
Регион проживания: Азия
ВЕМАЛЕ, один из амбоно-тиморских народов в Восточной Индонезии, живут в западной горной части острова Серам. Численность 40 тыс. человек. Говорят на языке вемале. Язык вемале имеет диалекты (говоры): ахиоло, санаху, касие, ласахата, мани, марехуну, нукухаи, сисиулу, васиа, ули, хорали, хунитету и др. Говорят также на индонезийском языке. Вемале — христиане (протестанты-реформаты).
Вемале — типичные представители коренного населения Восточной Индонезии (так называемых альфуров). Для этнического развития вемале решающее значение имело их участие в так называемых союзах пяти и девяти (см. Амбоно-тиморские народы). Часть вемале вместе с частью серамцев и амбонцев острова Серам образовали надэтническое объединение ваэле-патаи-телу («союз трёх рек» — то есть рек Эти, Тала и Сапалева, в бассейнах которых расселены вемале и родственные им алуне), члены которого входили в союз девяти и были известны под названием чёрных патасива. Во главе объединения стояло народное собрание (санири) и единственный на Малайском архипелаге тайный мужской союз (какихан), свидетельствующий о близости культуры вемале к меланезийской.
Другая часть вемале вместе с мелкими береговыми народами Серама входила в союз пяти (объединение паталима). Противоречия между патасива и паталима использовали северо-хальмахерские султанаты Тернате и Тидоре в своей борьбе за овладение Серамом в XVI—XVII веках. В то же время на юге острова Серам вемале создали княжество Сахулау, подчинённое Тернате. Охота за головами, широко распространённая у вемале, долгое время препятствовала проникновению в их среду внешних влияний. Только в начале XX века вемале были подчинены голландской колониальной администрации и стали активно воспринимать амбонскую культуру (см. Амбонцы). В 1950—65 большая часть вемале находилась под властью южномолуккских сепаратистов.
Основное занятие — ручное тропическое земледелие (корнеплоды, клубнеплоды, бобовые, бананы), в низменных районах — добыча саго. Разводят свиней, кур, собак, охотятся на оленей, кабанов, сумчатых, змей.
Традиционные поселения располагались на труднодоступных вершинах холмов, над крутыми обрывами, в XX веке стали переноситься в поймы и на морское побережье. Кучевая планировка меняется на уличную. В центре поселения — общинный дом (соане). Традиционное жилище — свайное, каркасное, четырёхугольное, стены и крыши покрыты дранкой из черенков листьев саговой пальмы, габа-габа или из бамбука. Современное жилище общеамбонского типа.
Традиционная одежда — набедренная повязка из тапы (лаване), головные уборы из листьев таро или пандануса. Было распространено подпиливание и чернение зубов.
Основная пища — варёные бататы, таро, ямс, варёный саговый крахмал, мясо кускусов, змей, оленей, кабанов, свиней, кур, овощные приправы.
Сельская община состоит из локализованных сегментов матрилинейных родов (лума-инаи). Брак матрилокальный, кросскузенный двусторонний.
В фольклоре сохраняются следы мифологии (образы мифических дев Рабие и Хаинувеле).
|