Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Друзы

ДРУЗЫ, последователи одной из крайних шиитских сект. Секта возникла в результате первого крупного раскола в исмаилизме в начале XI в., когда из состава египетских исмаилитов выделилась группа, признавшая фатимидского халифа аль-Хакима (правил в 996—1021) воплощением Бога. Проповедники божественности аль-Хакима не нашли сторонников среди египетского населения, но имели большой успех среди горцев Ливана. Особую энергию в распространении веры проявил один из наиболее ревностных приверженцев секты — батинитский (батиниты — сторонники аллегорического толкования Корана) миссионер Дарази. Предполагается, что от этого антропонима произошло название секты.

Разработку доктрины друзов в основном завершил ас-Сайид Абдаллах ат-Танухи (1417—1479).

Друзы признают аль-Хакима своим единым Богом и веруют в его вторичное пришествие в будущем. Веруя в переселение душ, они считают, что число душ, способных переселяться, строго ограничено и они заключены только в телах членов секты. Смерть любого друза, по их представлениям, точно совпадает во времени с рождением младенца в друзской среде; душа, покинувшая тело умершего, немедленно переселяется в тело новорождённого.

Друзы убеждены, что только члены секты способны воспринимать её вероучение, поэтому не стремятся увеличить число своих единоверцев и не ведут религиозной пропаганды.

Руководители секты называются «уккаль» («духовные», или «знающие»), которые после соответствующей подготовки считаются «посвящёнными в тайну нашего господа (аль-Хакима)». Посвящёнными могут быть как мужчины, так и женщины, живут они на средства верующих и пользуются большим влиянием в среде друзов.

Основная масса друзов называется «джуххаль» («телесные», или «незнающие»). В их числе не только рядовые друзы, но и раисы (начальники), которые пользуются военно-политической властью, но не обладают религиозным авторитетом.

Религиозная обрядность у друзов не развита. Рядовые члены секты не обязаны посещать богослужения и выполнять сложные обряды. В культовых зданиях (хальва), расположенных вне населённых пунктов, собираются по четвергам в вечерние часы только «посвящённые».

Наиболее почитаемые праздники — жертвоприношения (ид аль-адха) и траурный день (ашура). Как и другие исмаилиты, друзы не признают шариата.

На протяжении средних веков и нового времени друзы имели наследственную землевладельческую аристократию, династии правящих эмиров (Мааны, Шихабы и др.). Особенно большим влиянием пользовались друзские эмиры в Ливане при Фахр-ад-Дине Маане (правил в 1590—1633) и Башире II Шихабе (правил в 1788 или 1789—1840). Основным занятием друзов было земледелие; ремеслом и торговлей до начала XX в. они почти не занимались. В начале XVIII в. часть друзов переселилась в один из районов южной Сирии, получивший название Джебель-Друз.

В 1840—60-е гг. в Ливане происходили спровоцированные турками вооружённые столкновения между друзами и христианами-маронитами. Друзы неоднократно участвовали в антитурецких выступлениях, протестуя против попыток уничтожения «друзских вольностей» (отсутствие воинской повинности, право ношения оружия, неограниченная власть друзской знати над остальными друзами). В Сирии и Ливане в XX в. друзы активно участвовали в национально-освободительном движении. Друзы стали костяком созданной в 1949 Прогрессивно-социалистической партии Ливана.

Численность друзов составляет около 700 тыс. человек. Они живут в Сирии (около 340 тыс.), Ливане (около 210 тыс.), Израиле (свыше 70 тыс.) и некоторых других странах.

Реклама:



© 2008—2017 Etnolog.ru