Народы мира

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Международные организации
 

Духоборцы

ДУХОБОРЦЫ, духоборы, одна из групп духовных христиан. Время возникновения группы неизвестно. Окончательно она сформировалась во второй половине XVIII в. Первым распространителем духоборчества был Силуан Колесников из Екатеринославской губернии, а его продолжателями — уроженцы Тамбовской губернии Илларион Побирохин и Савелий Капустин. Название духоборцы, употреблённое впервые екатеринославским православным епископом Амвросием, стало использоваться с 1785, до этого времени разные духоборческие группы имели свои собственные наименования. Первоначально слово духоборцы означало «борцы с Духом» и имело осуждающий оттенок. Однако позже сами духоборцы приняли это наименование и стали трактовать его как «борцы за Дух», «борцы за одухотворение омертвевшей веры».

Духоборцы не признают Библию. Письменного учения у них нет, существует лишь устное предание, которое называется «Животной книгой». «Животная книга» состоит из вопросов и ответов, касающихся вероучения, псалмов и стихов. Псалмы представляют собой отрывки из псалмов Давида, отдельные изречения из Ветхого и Нового Завета, молитвы и ирмосы (первые стихи в канонах) православной церкви. Несмотря на существенные заимствования, основная часть «Животной книги» вполне оригинальна. Псалмов в «Животной книге» так много, что один человек их запомнить не может, и поэтому она находится в памяти общины. Родители обучают «Животной книге» своих детей в возрасте от 6 до 15 лет, и это считается крещением.

Бог, в понимании духоборцев, не разделён с человеком. Они говорят: «Есть Бог, — Он есть дух. Он в нас — мы есьмы Бог». Троица, по их учению, это Свет (Бог Отец), Живот, то есть Жизнь (Бог Сын) и Покой (Святой Дух). Каждый человек памятью подобен Богу Отцу, разумом — Богу Сыну, волей — Святому Духу. Иисуса Христа духоборцы считают не Богом, а человеком, в высшей степени обладающим Божественным разумом. Они полагают, что каждое поколение людей имеет своего смертного Христа, который выступает в роли нравственного учителя. Духоборцы также считают, что отцом любой человеческой души является только Бог, а матерью — только природа. Поэтому дети у них зовут своих родителей по имени или старичком и старушкой (мать также — няней), а муж и жена называют друг друга сестрой и братом. Духоборцы не верят в загробную жизнь, думая, что после смерти сохраняется только память, которую оставит о себе умерший. Вместе с тем духоборцы верят в переселение душ. Души, по их мнению, существовали ещё до сотворения мира, но затем пали вместе с ангелами, за что в наказание посылаются на землю, облекаясь в тела людей. Душа праведника попадает после смерти в тело другого праведника или новорождённого, душа же грешника поселяется в животном. Рай будет на земле для живых, мир никогда не кончится, конец света ограничится лишь истреблением грешников. Первородного греха духоборцы не признают. Под влиянием Л. Н. Толстого духоборцы стали вегетарианцами.

Государственную власть духоборцы рассматривают лишь как орудие против разбойников и злодеев. У духоборцев не разрешается давать клятву, присягу, носить оружие.

Символами у духоборцев считаются хлеб, соль и кувшин с водой, которые ставятся на стол во время богослужения.

Богослужения проводятся либо в специальных комнатах, либо на улице. Сначала читаются псалмы (причём каждый читает по собственному выбору, но повторяться не полагается). Затем начинается пение, во время которого мужчины целуются с мужчинами, а женщины с женщинами. Духовенства у духоборцев нет. Все верующие считают себя священниками. Церковных праздников духоборцев не признают, но свои моления приурочивают к православным праздникам.

В июне 1991 в городе Целина Ростовской области прошёл съезд духоборцев, на котором была создана духоборческая организация «Религиозное объединение духовных борцов Христа — духоборцев СССР» с центром в Ростове-на-Дону. После распада СССР организация духоборцев была переименована в «Региональное объединение духовных борцов Христа — духоборцев СНГ». Организацией российских духоборцев является «Региональное объединение духоборцев России» с центром в Москве.

Из-за неприятия государственной власти духоборцы часто подвергались преследованиям и депортациям (в Сибирь, Закавказье и другие районы). Эти переселения в значительной степени определили и их современное расселение. В 1898—99 при содействии квакеров (вероучение которых имеет некоторое сходство с духоборческим) и Л. Н. Толстого 7,4 тыс. духоборцев эмигрировали в Канаду. Общая численность духоборцев составляет около 100 тыс. человек. Живут они в России (в Тамбовской, Ростовской, Тульской и Оренбургской областях, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке), Азербайджане, Грузии, на Украине, в государствах Средней Азии, Канаде (в основном в Британской Колумбии и Саскачеване), США и некоторых других странах. В последние годы часть духоборцев переселились из Закавказья в центральные районы России. По этнической принадлежности подавляющее большинство духоборцев русские.

В конце XX в. духоборцы распались на малую и большую партии, представлявшие соответственно более обеспеченные и менее обеспеченные общины. Канадские и американские духоборцы делятся на 3 группы: Союз духовных общин Христа (Православные духоборцы Канады); Общество независимых духоборцев; Христианская община и братство реформированных духоборцев (свободники). Старейшая и самая многочисленная из этих групп — Союз духовных общин Христа, последователи которой живут главным образом на западе Канады.

Общество независимых духоборцев образовали те духоборцы, которые отказались от общинного образа жизни и не признали духоборческого духовного вождя конца XIX — начала XX вв. Петра Веригина.

Свободники (самая малочисленная группа канадских и американских духоборцев) отделились от основной массы духоборцев в начале XX в. Они наиболее сильно сопротивлялись попыткам канадского правительства интегрировать духоборцев в канадское общество и особенно его стремлению ввести обязательное светское обучение для детей духоборцев. Свободники, в частности, совершили 800 актов насилия, включая взрывы и поджоги. Они также неоднократно устраивали в общественных местах пикеты в обнажённом виде.

© 2008—2017 Etnolog.ru