Народы мира
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Международные организации
|
Евангелическо-лютеранская церковь Латвии
ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЛАТВИИ, одна из двух крупнейших христианских конфессий Латвии. Краткое название — Лютеранская церковь.
Начало распространения Реформации в Ливонии относится к 1520-м гг. и происходило главным образом в городах. Первыми здесь начали проповедовать соратники Мартина Лютера — Андрей Кнопкен и Сильвестр Тагетмейер. Реформация была поддержана в городском совете Риги, а также частью немецких дворян. Сторонники М. Лютера были и в Ливонском ордене, гроссмейстер ордена Альбрехт сам перешёл в лютеранство. В 1523 из города Риги были изгнаны католические священники. Весной 1524 в рижских церквах начались погромы, разбивали и сжигали священные изображения, распятия, уничтожали алтари. Остатки священных предметов были собраны в церкви св. Петра, отчего это место получило название «у всех святых». Борьба католиков с протестантами оказалась затяжной и длилась в течение четверти века. В 1539 Рига вошла в состав протестантских городов, приобретя поддержку немецкого императора.
С лютеранством связано появление первых письменных памятников на латышском языке. Первая книга была напечатана в 1524 в городе Любеке, однако она не сохранилась. Дошедшие до нас книги датируются 1530-ми гг. и были подготовлены Николаем Раммом и содержали духовные песнопения.
В 1554 ландтаг в Валмиере провозгласил в Ливонии свободу веры, что означало победу лютеранства. С 1562, когда районы Видземе и Латгале были присоединены к Польше, началась католическая реставрация. В годы шведского владычества (1629—1710) положение лютеранской церкви вновь упрочилось. Она начала активно проводить борьбу с языческими обычаями и обрядами. Прихожан обязали еженедельно посещать церковь. Крестьян, не присутствовавших на проповедях, не учивших молитвы, хоронивших покойников вне церковного кладбища и без совершения лютеранских обрядов, судили. При церквах устанавливали столбы позора, на них укреплялись колодки, в которые заковывали провинившихся.
Преимущественно лютеранскими стали те латышские области, которые позже вошли в состав Лифляндской и Курляндской губерний Российской Империи (современные Видземе, Курземе и Земгале), за исключением некоторых районов этих территорий, в частности Алуксне (земли суитов) и Елгавы, где утвердился католицизм. Так называемая Инфлянтия, находившаяся под властью Польши, а затем вошедшая в состав Витебской губернии России, была преимущественно католической, со значительной долей православного, старообрядческого и иудейского населения.
Особого упоминания заслуживает гернгутское братство в Лифляндии, существовавшее в крестьянской среде в 1730—1880 (см. Моравские братья). Это было первым самостоятельным обращением латышских крестьян к христианской вере.
Во время Латвийской Республики (1918—40) церковь была реорганизована, стала получать субсидии из государственного бюджета. Некоторые пасторы одновременно занимали должности министров и государственных чиновников.
После оккупации Латвии Советским Союзом в 1940 и в годы 2-й мировой войны около 60% служителей культа были репрессированы или покинули страну. Возникла самостоятельная Латышская лютеранская церковь за границей (её центр находится в Германии).
С 1944 по 1986 лютеранская церковь Латвии находилась под контролем Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.
Евангелическо-лютеранская церковь Латвии придерживается Аугсбургского исповедания.
Культ церкви сходен с культом других лютеранских церквей. Богослужения проводятся на латышском языке.
В 1980 — начале 90-х гг. в Латвии в священнический сан были возведены несколько женщин (что вызвало в церкви дискуссию); в последние годы эта практика приостановилась.
Низовой церковной организацией Евангелическо-лютеранской церкви Латвии является приход (община). Несколько приходов объединяются в церковные округа — пробства, их в Латвии 14.
Во главе церкви стоит архиепископ, председательствующий в высшем церковном органе — Генеральном синоде, который созывается не реже одного раза в 3 года. В компетенции синода — внесение изменений и дополнений в церковный устав, связи с другими церковными организациями. В собраниях синода принимают участие представители всех пробств.
Исполнительным органом синода является Консистория в составе 8 человек, избираемая синодом. Заседания проводятся не реже одного раза в полугодие. Консистория созывает Генеральный синод, избирает архиепископа, ведает подготовкой пасторов.
В 1962 Евангелическо-лютеранская церковь Латвии была принята во Всемирный совет церквей, а в 1963 — во Всемирную лютеранскую федерацию.
Общая численность сторонников Евангелическо-лютеранской церкви Латвии, по приблизительной оценке, — около 500 тыс. человек (свыше 18% населения страны). Активных членов церкви меньше — 350 тыс. С начала XX в. наблюдается тенденция к снижению доли лютеран в населении.
|